Lifestyle|Entertainment

50 лет Гильермо дель Торо мечтал снять «Франкенштейна», и теперь он перед нами. Стоило ли столько ждать?

Автор Ксения Старлинг
03.12.2025
Кадр со съемок фильма «Франкенштейн» (2025) | IMDb
IMAGE Кадр со съемок фильма «Франкенштейн» (2025) | IMDb

Обладатель трех премий «Оскар» возвращается на большие экраны со своим проектом мечты – очень красивой, страшной и грустной сказкой. Его «Франкенштейн» – головокружительный аттракцион, в котором есть все: монстр, люди, которые хуже монстров, волки, полярные льды и горящие башни, а также любовь, которая, конечно, не завершится хеппи-эндом

«Франкенштейн» Гильермо дель Торо – одна из самых ярких и долгожданных картин 2025 года. Желание экранизировать роман Мэри Шелли режиссер вынашивал почти всю жизнь: он впервые прочитал книгу в 11 лет и тогда же поклялся когда-нибудь снять по ней фильм. На воплощение этой мечты ушло 50 лет. Итак, о чем же картина, ставшая делом всей жизни для культового режиссера, и что из этого получилось?

Осторожно! В тексте много спойлеров.

О сюжете

В 1857 году во льдах Арктики застревает датский корабль. Моряки спасают раненого мужчину (Оскар Айзек), которого преследует огромное и трудноубиваемое Существо (Джейкоб Элорди). Когда общими усилиями монстра удается загнать под лед, спасенный называется бароном Виктором Франкенштейном. Тяжело дыша, он кается и рассказывает зрителю о своей жизни.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Анатомия стиля: что с помощью костюмов хотел сказать зрителям «Франкенштейна» режиссер Гильермо дель Торо

Кадр из фильма «Франкенштейн» (2025) | IMDb
IMAGE Кадр из фильма «Франкенштейн» (2025) | IMDb

Начинается все с наскоро скроенного эпизода про одинокое детство и отца-тирана, который бьет Виктора указкой за любую ошибку на уроке (великолепный Чарльз Дэнс тут опять немножко Daddy Lannister, и мы этому рады!). Немногословная грустная мама рожает младшего брата и умирает, а отец, гениальный врач, по мнению Виктора, не пытается ее спасти. Всего этого в романе не было, это дель Торо придумал – видимо, чтобы объяснить дальнейшее гнусное поведение Виктора этой детской травмой.

О том, кто тут настоящий монстр

Повзрослевший Виктор уже сам – выдающийся ученый, одержимый нескромной идеей победить смерть. С этой целью он собирает из кусков тел висельников и погибших солдат жутковатый пазл – своего знаменитого Монстра, наделенного разумом, чувствами и осознанием своей страшной природы, а потому обреченного на страдания. В отличие от книжного Виктора, Виктор киношный не сбегает в ужасе, как только впервые видит своего Монстра. Он сажает его на цепь в подвале и пытается научить говорить. Когда выясняется, что тот способен произнести только одно слово – имя своего создателя – Виктор бьет его палкой, как когда-то его самого бил отец.

Кадр из фильма «Франкенштейн» (2025) | IMDb
IMAGE Кадр из фильма «Франкенштейн» (2025) | IMDb

Вообще принято считать, что «Франкенштейн» – это роман о непомерных амбициях и ответственности творца за свое творение. Однако в версии дель Торо легко читается намек на детско-родительские отношения. Как обиженные дети говорят «Я вас не просил меня рожать!», так и Монстр Франкенштейна упрекает Виктора в том, что тот его создал. Виктор же, очевидно, повторяет паттерн жестокого поведения собственного отца в отношении к своему творению. Можно ли сказать, что роман Мэри Шелли, написанный в 1818 году, до сих пор так актуален не потому, что он о творчестве, а потому, что он об отцах и детях, а также об ответственности родителя перед ребенком?

Что интересно, Монстра здесь играет Джейкоб Элорди – главный голливудский красавчик современности. И, нужно признать, делает это отлично. Двухметровому актеру удивительно удается угловатая, поломанная, странная манера двигаться его персонажа – Монстр не может ходить как обычный человек, ему трудно нормально координировать свое тело, собранное из кусков разных тел, которые словно не хотят уживаться друг с другом.

Джейкоб Элорди | IMDb
IMAGE Джейкоб Элорди | IMDb

О других героях

Что же касается любовной интриги – как мы уже поняли, Виктор неравнодушен к невесте своего скучного брата, вычурно одетой девушке по имени Элизабет Харландер (Миа Гот). Играть ей здесь было особо нечего – однако гардероб выдали шикарный. Вообще романтическая линия – это, пожалуй, самая слабая и неразвитая сторона фильма. Очевидно, что муж и брат мужа девушке одинаково безразличны, но дель Торо не был бы собой, если бы у героини не возникла взаимная симпатия с Монстром. Правда, на этот раз получилось как-то невнятно и хотелось большего.

Кадр из фильма «Франкенштейн» (2025) | IMDb
IMAGE Кадр из фильма «Франкенштейн» (2025) | IMDb

Из интересных деталей: по сюжету у Элизабет есть брат – эксцентричный торговец оружием Генрих Харландер, которого играет Кристоф Вальц. Харландер спонсирует сомнительный эксперимент Виктора в личных целях, которые выясняются ближе к концу фильма. Кажется, без этого персонажа можно было обойтись, и даже огромного обаяния Вальца не хватает на то, чтобы история его героя нас увлекла. 

Кадр из фильма «Франкенштейн» (2025) | IMDb
IMAGE Кадр из фильма «Франкенштейн» (2025) | IMDb

О повествовании

Как и в романе, повествование здесь ведется как от лица Виктора, так и от лица Монстра. Но рассказ Виктора занимает почти весь фильм, а рассказ Монстра, который мог бы быть даже более интересен, спешит и спотыкается, и будто написан впопыхах. Также слишком стремительной кажется его трансформация из только что ожившего трупа, способного произнести только одно слово, в галантного мужчину, изъясняющего не хуже героев Шекспира.  

Кадр из фильма «Франкенштейн» (2025) | IMDb
IMAGE Кадр из фильма «Франкенштейн» (2025) | IMDb

В целом фильм начинается бодро и радует невероятной, картинной, красотой, сказочным размахом, щедрым нетфликсовским бюджетом, но, перевалив за первый час (а всего их будет два с половиной), начинает заметно буксовать. Создается впечатление, что дель Торо собрал из разных кусков что-то очень яркое и интересное, только вот оживить до конца не смог.