Как швейцарские мастера научили мир платить за совершенство времени

Всю историю можно представить как борьбу за свободное время. Чтобы добыть воду или пищу, преодолеть расстояния мы действительно тратим в десятки-сотни раз меньше времени, чем наши предки. Непонятно, правда, пошло ли это свободное время нам впрок. По крайней мере оно пригодилось для создания часов – одного из самых изощренных творений человеческой мысли.

Приручение времени

Из древних приборов измерения времени – солнечные часы, водяные часы-клепcидры, огневые часы или песочные часы – мы используем сейчас лишь часы песочные. Заковать время в цепи и повесить на него гири попытались ученые-механики Позднего Средневековья и Возрождения. Их механизмы приводились в движение весом свободного груза, заводились раз в сутки или раз в неделю и по такому случаю могли показывать целые представления. На часовых башнях выступали символические фигуры, всходило и заходило солнце, звучала музыка. Их многоэтажные циферблаты заменяли толпе театр, кино и цирк.

Время было коллективным, потому что задавало ритм всей социальной жизни. Указаниям стрелок надо было подчиняться. Часами украшали себя не люди, а города: их высоко поднимали над головами замки королей или колокольни храмов. За циферблатами следила церковь, которая повелевала распорядком трудов и молитв и сообщала об этом пастве колоколами с башен.

Появление часов в городе, их вид и их голос добавили человеческой жизни новое дробное измерение, постоянное переживание времени, возможность наслаждаться уже не днями, а часами, четвертями, даже минутами.

И, конечно, когда часы с церковных башен перешли на башни бирж и вокзалов, время мигрировало из поэзии в прозу. Обозначая отныне не «часы рассвета», а такие прозаические вещи, как отправление поездов, открытие окошечек и движение денег.

Но для этого нужно было сделать механический отсчет куда более точным. Эту задачу решали ученые разных стран и городов, то вместе, то поодиночке, то обмениваясь письмами, то пряча свои изобретения от соперников. Они занимались фундаментальной наукой, но между тем совершенствовали такие необходимые для их исследований механизмы, как часы. Швейцарец Йост Бурги (1552–1632) первым измерил секунду, которая понадобилась ему, чтобы описывать изменения в движении небесных тел. Итальянец Галилео Галилей (1564–1642) создал первую систему часового спуска, придумав, как использовать для этого маятник. Немец Петер Генлайн (1485–1542) заменил силу свободного груза часовой пружиной, построив часы без гирь, которые можно было перевозить и носить с собой. И наконец голландец Христиан Гюйгенс (1629–1695) придумал пружину с балансиром, призванную заменить маятник, создав тем самым схему современного часового спуска, работающего до сих пор практически во всех наручных и карманных часах.

Время красоты и таланта

Часовщиков вело желание создавать самые красивые и сложные в мире механизмы. Швейцарец Пьер Жаке-Дро (1721–1790) прославился своими андроидами, автоматонами, роботами на шестеренках. С ними он объехал мир, был при дворах почти всех европейских и азиатских монархов, поражая их талантами своих механических питомцев.

Tatler Asia

Три самых знаменитых из построенных им автоматонов хранятся в музее в Невшателе. Это «рисовальщик», который чертил на выбор портрет Людовика XV и собачки Туту (иногда скандально путая их между собой), «писатель», способный выводить пером целые фразы, и «музыкантша», игравшая на клавесине и шумно дышавшая полной грудью.

Жаке-Дро торговал с Китаем и продавал туда поющих птиц с часовым механизмом. Императоры последней династии Цин коллекционировали его изделия. Не зря словами «в Китае все китайцы и даже сам император китаец» начинался андерсеновский «Соловей» – история состязания часового механизма и живого соловья.

Легендарный поставщик европейской знати Луи-Абрахам Бреге (1747–1823) работал при всех режимах: для Людовиков до и после реставрации, для императора Наполеона и для его победителя Александра I. Искусством Бреге, точнее, усилиями всей его семьи были созданы самые сложные и дорогие часы старого мира, так называемые Marie Antoinette.

Tatler Asia
IMAGE Луи-Абрахам Бреге (1747–1823) | wikipedia.com

Предназначенные в подарок молодой королеве Марии-Антуанетте, они должны были сочетать все известные тогда усложнения: полный календарь, уравнение времени, будильник, минутный репетир, указатель запаса хода, термометр, стрелку хронографа и двойную защиту от удара. Бреге предстояло превзойти самого себя, чтобы порадовать королеву Франции «королевой часов».

Молодой аристократ, офицер французской гвардии, так объяснил Бреге заказ королевы: «Вы можете работать столько времени, сколько захотите, вы получите любую цену, какую вы назначите». Мария-Антуанетта так и не порадовалась подарку. Когда 16 октября 1793 года ей рубили голову, часы были еще на столе у Бреге. Он работал над ними почти полвека, до самой смерти, да так и не закончил. Довел их до ума сын Бреге Антуан-Луи.

Швейцарцы, любящие счет, говорят, что Marie Antoinette появились на свет через 34 года после ее смерти, 44 года после заказа и четыре года после смерти часовщика. На этом приключения знаменитых часов не закончились: они пропадали, затем всплывали в частных коллекциях, их похищали из музея и находили, пока, наконец, современная марка Breguet не сделала легендарные часы заново.

Сверхсложными и сверхдорогими часами увлекаются и в наши дни. 11 ноября 2014 года на аукционе Sotheby's в Женеве были проданы за 24 миллиона долларов карманные часы Patek Philippe, выпущенные в 1932 году. Банкир Генри Грейвз-младший, коллекционер часов, живописи и владелец собственного острова, заказал знаменитой женевской марке самые сложные часы на свете – в пику своему приятелю Джеймсу Паккарду. Богачи мерились часами, как теперь мерятся яхтами. Над секретным заказом работали целых пять лет, и только в 1933-м массивная золотая луковица прибыла в Америку.

Tatler Asia
IMAGE Breguet Marie Antoinette | breguet.com

Грейвз победил соперника, его Henry Graves Supercomplication оказались самыми сложными – и оставались такими вплоть до нынешнего года, когда Грейвза обошел современный магнат Уильям Беркли. По его просьбе другая, не менее знаменитая женевская марка Vacheron Constantin построила невероятные, почти килограммовые, The Berkley Grand Complication.

Tatler Asia
IMAGE Henry Graves Supercomplication | patek.com
Tatler Asia
IMAGE The Berkley Grand Complication | vacheron-constantin.com

Швейцарский нейтралитет позволил часовщикам выступать хронометристами других наций, зрителями на трибунах истории. Швейцарские часы во вторую мировую носили пилоты всех воюющих армий, швейцарские часы на руках астронавтов и космонавтов завоевали космос, швейцарские часы измеряли судейское время на всех Олимпийских играх.

И даже в 1969 году, когда на рынок вышли первые японские часы с кварцевым механизмом, швейцарцы не проиграли вчистую. Они ушли в высокое часовое искусство, объяснив миру, что он платит деньги не за возможность узнать, который час, а за произведение художника. В наши дни минуты умеют считать телефон и холодильник с микроволновкой, время из прежнего грозного божества превратилось в мелочного контролера со списком дедлайнов.

Прекрасные работы часовщиков возвращают нам былое, сакральное, космическое ощущение времени. И делают это с ностальгией и нежностью. Если часы и говорят о прежнем смертном страхе, то разве что в шутку, как Time-Eater, созданный в прошлом году Константином Чайкиным в сотрудничестве с Louis Erard. Это совсем другой монстр, милый и ручной, даже правильнее сказать, наручный.

Темы