IMAGE Instagram @stellamccartney

Рассказываем как искусственная кожа связана с яблочными садами Больцано

Кожевенная промышленность и окружающая среда не особо ладят. Одна воловья кожа стоит на третьем месте по загрязнению среди материалов, – сообщают в Cascale. Чтобы поддерживать этичное и экологичное производство, многие бренды перешли на фруктовую кожу из яблок. В Северной Италии ежегодно образуется около 30 000 тонн яблочных отходов и оказываются они обычно на свалке. В итальянских компаниях Mabel и Frumat решили исправить ситуацию. С 2010 года они начали изготавливать кожу на основе яблочного пектина, которой дали название UPPEAL, созвучно с «a peel» (с анг. – кожура).

Пектин для нее получают из биологически промышленных отходов, которыми с Frumat делятся производители соков и джемов. Свои яблоки они выращивают в садах Больцано на Севере Италии. Для изготовления кожи перемалывают мякоть, черенки и семена яблок до порошкообразного состояния, после чего смешивают их с полиуретаном. Затем на готовый продукт наносят рельефное изображение методом тиснения. Пластичность кожи позволяет почти идеально имитировать животный принт, чем пользуются бренды вроде Stella McCartney, Coperni, MoEa и других.

В Stella McCartney UPPEAL стали использовать в 2023 году в зимней коллекции. Здесь она имитировала крокодиловую кожу. Стелла Маккартни подняла важный вопрос «жестокого, неэтичного, негуманного» отношения к животным в модной индустрии. Согласно американской зоозащитной организации PETA, крупнейшим экспортером крокодиловых кож является Вьетнам – более 30 000 единиц каждый год. Ее идею поддержали звезды, например Тейлор Свифт, которую неоднократно замечали с сумкой Frayme.

В 2021 году в Coperni представили коллаборацию с актрисой Мэйси Уильямс, преследуя ту же цель – обратить внимание на устойчивое развитие моды. Сумка из яблочной кожи стала подвидом Swipe Bag.

Во французском бренде ASHOKA используют UPPEAL с 2018 года. Амбассадором экологичной линейки бренда стала Памела Андерсон. На подкладках сумок зоозащитница оставила послание: «Сопротивляйтесь! Внутри каждого красивого человека живет активист, стремящийся защитить планету». Отметим, что для тканевой подкладки сумок в ASHOKA используют переработанные пластиковые бутылки. Похожий метод производства применяют в Matt&Nat. Канадский бренд отказался от натуральной кожи с момента основания в 1995 году. В описании коллекции Studio 901, состоящей из фруктовых кожаных сумок, написано: «Мы заботимся о благополучии нашей планеты».

Помимо сумок и одежды, UPPEAL используют в обувной промышленности. У бренда MoEa можно приобрести кроссовки из кожи яблок. Обувь из яблок производит и французский бренд Virón. Веган-продукцию поддержал Йе. В клипе на песню «Heaven and Hell» все герои носили ботинки The 1992 Boots от Virón, сделанные из UPPEAL.

На данный момент Mabel и Frumat являются крупнейшими производителями искусственной кожи из яблок. Но яблоки – не единственное сырье. Можно использовать бамбук, ананасы, манго, грибы.

В Казахстане с устойчивым развитием ситуация плачевная. Но в 2022 году технолог-дизайнер Гульназ Сарсенова предприняла первые попытки создания биокожи в рамках своей дипломной работы. Одежду сшить не удалось, кожа просто разваливалась в процессе шитья. Но в сотрудничестве с Томасом Акыновым, основателем бренда одежды из технической конопли AGES&AGES, Гульназ изготовила кожаный блокнот. Его биоразлагаемая обложка была сделана из яблок. «Яблоки, кожура киви, стебли шпината, кофейный жмых – я ищу экологически чистую альтернативу традиционным материалам. Чтобы начать производство одежды из фруктов, предстоит долгая работа над такими характеристиками материала, как электризуемость, разлагаемость и сопротивление к разрыву. В Казахстане пока недостаточно ресурсов и специалистов в этой области. В будущем я планирую наладить партнерство с зарубежными исследовательскими центрами, чтобы вывести производство биокожи на новый уровень», – поделилась Гульназ.

Темы