IMAGE Боди, юбка, ботфорты с подтяжками, головной убор, сумка, броши из хрусталя, Ulyana Sergeenko Haute Couture, кольца, подвеска, браслет Josephine Aigrette, Chaumet | Фотограф: Esra Sam

Кутюрье Ульяна Сергеенко совершила сентиментальное путешествие в родной Казахстан, чтобы начать новый этап в своей карьере

Мы встретились в Риме. Ульяна любит Рим и приезжает сюда пару раз в год отдохнуть и перевести дух после больших проектов. Здесь у нее есть любимый отель, любимый номер (где все в цветочек), любимый ресторан. Я пытаюсь составить какое-то расписание, но в Риме Ульяна не хочет планировать ничего, слишком много планов было до этого: «Хочу жить сегодняшним днем. Тим, а поедем на кладбище?» Это было не самое тривиальное предложение, которое можно услышать от одной из самых элегантных женщин мира. Что ж, поедем.

На огромном и торжественном монументальном кладбище Verano в Риме покоятся многие великие гении итальянского кино. Ульяна разбирается в истории кино блестяще, она смотрела, кажется, все культовые фильмы. У входа она купила охапку цветов. Этот букет для Марчелло Мастроянни, этот – для Витторио де Сика, этот – для Роберто Росселлини. Мы подходим к могиле писателя Джанни Родари, Ульяна кладет последний букет. «Мне нравились его книги в детстве. Не только «Чиполлино», которого все знают, была еще такая книжка «Новогодний подарок», там на обложке нарисован мальчик на красной игрушечной лошадке, очень похожей на ту, что у нас на логотипе, а еще «Римские фантазии», там сказки и рассказы. Может быть, тогда я полюбила Рим? Хотя и видела в детстве только Усть-Каменогорск».

Tatler Asia
IMAGE Пальто из органзы и шифона, вязаное бра, ботфорты с подтяжками, Ulyana Sergeenko Haute Couture, серьги, кольца, подвеска Josephine Aigrette и подвеска Jeux de Liens Harmony, Chaumet | Фотограф: Esra Sam

Рим, кладбище, скульптуры – в целом весьма нуарная картина, меж тем нынешняя Ульяна далека от томного нуара. Она давно вышла из образа фарфоровой куклы, она полна жизни, энергии, радости. На выходе с исторического римского кладбища Ульяна дает наставления помощнику: «И не забудьте заранее фотографию на мой памятник согласовать. Так и знайте, если будет уродливая фотография, я буду ходить призраком и всех донимать кошмарами».

Родом из детства

Стемнело. Мы в лобби отеля пьем не свойственный Италии чай. Впрочем, тут привыкли и приносят сразу большой чайник, а с ним блюдо с десертами. Ульяну хорошо знают в лучших отелях мира: парижский Ritz, римский Hassler, Splendido в Портофино – ее везде ждут и принимают как самую любимую и искушенную гостью. Питается Ульяна сдержанно и аккуратно, но если очень хочется сладкого, то в удовольствии себе не отказывает. «Люблю землянику. Мой любимый итальянский десерт – торт с лесной земляникой, еще земляничные пирожки, у меня есть собственный рецепт». «Это из детства?» – спрашиваю я. «Нет, из детства любимое – казахские баурсаки».

Детские воспоминания и впечатления очень часто становятся фундаментом для творчества кутюрье, все мы родом из детства. Детство кутюрье Ульяны Сергеенко прошло в Усть-Каменогорске.

Tatler Asia
IMAGE Платье Ulyana Sergeenko Haute Couture, подвески Josephine Aigrette Chaumet | Фотограф: Esra Sam

Усть-Каменогорск в 1980–1990-х – город по-советски типовой: сталинский ДК металлургов, панельные и кирпичные дома в суровом стиле, гостиница «Турист», кинотеатр «Юбилейный», Центральный универмаг, в небольшом историческом центре – мрачноватые трехэтажки. Это сейчас там все изменилось, появилась пешеходная улица, кофейни, стало уютно, но в детстве Ульяны, на сломе эпох, все выглядело совсем иначе. Задумываешься, как в этих декорациях выросла девушка, ставшая живым символом элегантности, одной из немногих женщин, законно носящей звание кутюрье?

«А в этом ДК металлургов, кстати, елки для детей проходили, – вспомнила Ульяна. – На Новый год у меня было два коронных костюма. Первый – лисицы с настоящим хвостом и настоящей меховой мордочкой, а второй костюм – королевы. Я так всю жизнь и эксплуатирую эти два образа по очереди. У меня много приятных воспоминаний из детства, хотя Усть-Каменогорск начала 1990-х не был похож на рай земной, но я все равно чувствовала себя принцессой. Вокруг были вот эти 1990-е, а я была иконой стиля, и меня, кстати, наказывали за стиль, я постоянно подвергалась эстетическим репрессиям. Тогда еще существовала советская школьная форма, а я всегда отвергала ограничения, носила в школу джинсы вместе со школьной формой, выглядела скандально. Это коричневое советское платье я тогда страшно ненавидела, но сейчас уже люблю его. Что-то в этом есть».

Наталья и Наташа

Самые теплые Ульянины воспоминания связаны с мамой и бабушками. Своим бабушкам – Соне, Нине и Зине – Ульяна даже посвящала коллекцию в 2020 году. Семья не была богатой, но мама Наталья всегда находила возможность стильно и модно одеваться самой и нарядить своих детей. Помогала бабушка, многие вещи были сшиты ее руками. Ульяна шутит, что буквально с рождения в кутюре, все вручную. «У мамы были стильные блузки и платья с подплечниками. Это же 1980-е, тогда эти поролоновые подплечники вставляли и в платья, и в жакеты, и в блузы. Для каждого человека мама – самая красивая женщина на свете. Ее образ очень вдохновлял меня всегда».

Широкоплечие наряды матери Ульяны из 1980-х записались где-то в ее подсознании, а потом материализовались в коллекциях вместе с увлечением голливудскими фильмами из 1940-х, где эффектные звезды вроде Риты Хейворт или Ингрид Бергман тоже появляются в стильных образах с широкими плечами.

В жизни Ульяны важна еще одна Наталья – Водянова. Одна из узнаваемых сумочек Ульяны называется «Наталья». «Это в честь Водяновой?» – спрашиваю я. «В честь двух женщин, важных для меня, обе Натальи и, кстати, обе Михайловны».

Водянова – муза, близкая подруга, единомышленник. Самое первое фото, которое Ульяна выложила в Instagram много лет назад, – совместное с Наташей. Когда-то именно Наташа разглядела в Ульяне потенциал кутюрье и мотивировала ее заняться не просто одеждой, но именно Haute Couture. Водянова участвовала в большинстве шоу Ульяны, но они обе всегда с особым чувством вспоминают самый первый кутюрный показ в Париже в 2012 году, когда за один день Ульяна Сергеенко превратилась в главное модное открытие, в феномен Haute Couture. «За кулисами я думала, что с ума сойду от волнения, Наташа очень поддерживала меня, а потом мы обнимались и плакали, это было настоящее счастье». Тот показ имел оглушительный успех, и речь идет не только об успехе модного предприятия, которое громко заявило о себе. Ульяна показала новый взгляд на высокую моду, на работу с культурными кодами и историческим наследием. То была не очередная кутюрная коллекция нарядных платьиц, которую, возможно, ожидали от светской девушки, но по-настоящему драматичная история, глубокая, наполненная смыслами, деталями, цитатами. Зрители после показа устроили овацию, всех захлестывали эмоции. Эта коллекция заложила основу ДНК бренда. Например, в новой кутюрной коллекции есть головной убор, силуэтом перекликающийся с аксессуаром из той, самой первой.

Ген Элегантности

Каждый раз, когда мы встречаемся, я вижу Ульяну в невероятных образах, но она носит кутюр так легко и естественно, так органично существует в интерьерах исторических палаццо, будто родилась в одном из них. Когда Ульяна спускалась по парадной лестнице отеля, все присутствующие в лобби замерли – мужчины, женщины, сотрудники, это выглядело как сцена из голливудского фильма. Впрочем, великие голливудские дивы золотого века действительно вдохновляют ее, особенно Ава Гарднер. Много лет я пытаюсь понять, как она это делает, откуда в ней это непринужденное изящество? Ульяна улыбается и разводит руками: «Сама не знаю, откуда во мне все взялось. В детстве я мало где бывала, первый раз из Усть-Каменогорска выехала, когда мне было лет тринадцать, в Москву, а через год уехала по школьной программе обмена в Лондон». Неожиданный поворот в биографии простой девочки-подростка из Восточного Казахстана. «Да, представьте себе, но это была не долгая программа, может быть, около месяца. Правда, Лондон мы почти не видели, жили в пригороде в семьях, но все же ходили с открытыми ртами – мы в другой мир попали».

Сразу после школы Ульяна переехала в Петербург, поступила в университет учиться на филолога, она совершенно этого не хотела, но настояли родители. Город на Неве так и не полюбила, он оказался слишком сумрачным, слишком большим, слишком многолюдным для семнадцатилетней девушки из небольшого казахстанского города. «Сейчас у меня живет приемная собачка Персик. Из приюта. И этот песик всего боится, ему вроде все нравится, но все равно опасается, боится, что человек может его ударить. Он добрый, но замкнутый. У меня было вот примерно такое же состояние тогда. Город пугал, а филология совсем не тянула, я хотела быть модельером. Единственное, что меня поддерживало и наполняло в то время, – искусство, культура, кино, я ходила по залам великолепных петербургских дворцов и музеев, все изучала, формировала вкус. Во мне всегда было стремление к красоте, к изящности во всех проявлениях жизни, в этом моя суть».

Ален Делон

О своем браке и разводе Ульяна говорить не хочет, все давно в прошлом, она двигается вперед. Я робко интересуюсь, готова ли Ульяна снова впустить мужчину в свою жизнь. Она отвечает не раздумывая: «Я открыта, но стала такой самостоятельной, что меня все боятся. Я отвыкла кокетничать, стала слишком независима. Ну что это? Ходит в кутюре, платит за себя сама, мужчина, вам чего? А еще я шучу довольно остро. Вот вы спросили, а я думаю, кем же этот странный персонаж может быть?» Ульяна восхищается Аленом Делоном, собирает его фотографии и винтажные плакаты фильмов с его участием, она фанат и знаток. Быть может, ее идеальный мужчина похож на Алена Делона?

«О нет, на Алена Делона я хотела бы сама быть похожей». Какой же он тогда, эталонный герой Ульяны? Вопрос повис в воздухе, разговоры о высокой моде вдохновляют ее больше.

Tatler Asia
IMAGE Платье, ботфорты с подтяжками, головной убор с помпоном, сумка в виде карусели, Ulyana Sergeenko Haute Couture, кольца Josephine Aigrette и серьги Josephine Aigrette Imperiale, Chaumet | Фотограф: Esra Sam

Меж тем время за беседами пролетело незаметно. В Риме наступила ночь, чай допит. Утром у Ульяны рейс, впереди подготовка кутюрной коллекции, съемки в Париже и в Алматы. В целом расписание путешествий Ульяны впечатляет: в обозримом будущем ей предстоит посетить Лондон, Нью-Йорк, Париж, Японию, Африку, Италию – разумеется, вновь заехать в любимый Рим, Позитано, Портофино, Амальфи. Большие планы, мало времени, римские каникулы закончились.

«Я просто не смогла улететь». Ульяна в Алматы

Спустя несколько недель после римских прогулок мы созваниваемся поболтать. Ульяна только что вернулась из Алматы, где весьма удачно прошла съемка обложки Tatler, разумеется, в Haute Couture. Она отдохнувшая, вдохновленная и воодушевленная. До этого были напряженные недели: вначале снимали кампейн новой кутюрной коллекции в Париже, которая появилась после длинного перерыва, а потом практически сразу команда отправилась в Алматы делать съемку для Tatler. Однако короткая командировка превратилась во вдохновляющее путешествие к себе.

Казахстан – часть идентичности Ульяны, которую она очень любит, а в казахстанцах сразу видит родных людей и старается держаться их – например, в ателье дома на постоянной основе работает модель родом из Усть-Каменогорска. «Да, Лиза с нами много лет, участвует в примерках, снимается в лукбуках». Кстати, героиня первой обложки Tatler Kazakhstan Бибисара Шарипова – одна из любимых моделей Ульяны и участвовала во многих ее показах.

В этой поездке сошлось все: кутюр, которым живет Ульяна, съемка, Алматы, Казахстан, близкие люди, собравшиеся в одном месте. Вместо пары дней Ульяна провела в Алматы больше недели. «Я просто не смогла улететь». Собрались родственники, приехала из Усть-Каменогорска лучшая подруга Ульяны еще со школьных времен, несколько друзей, брат Саша и сын Саша. Огромная компания заняла практически весь Swiss Hotel. «Мы жили просто в раю. Вокруг лес, горы, ходили на процедуры в халатах, как настоящие курортники. Мы были как будто в фильме Феллини, точно. Очень кинематографично, были или на водах, или в горах, на Медеу, постоянно ели бешбармак, баурсаки, ели только казахскую еду, придумывали всякие затеи и загадывали желания. До этого мой сын никогда не был в Казахстане. Ему очень понравилось, он сказал, что хочет пожить здесь, не хотел уезжать. Впрочем, никто из нас не хотел уезжать».

Любопытно, что кутюрную съемку в Казахстане Ульяна сделала спустя ровно десять лет после выхода коллекции – посвящения Казахстану. Та коллекция 2014 года была очень нежной и трогательной. Первая модель выходила на подиум с наивным чемоданчиком, Ульяна до сих пор с ним путешествует. В финале показа звучала тема из фильма «Новый кинотеатр “Парадизо”», фильма про возвращение домой, Ульяна очень его любит. Я спросил, появится ли снова Казахстан в ее коллекциях. «Лучше того посвящения я вряд ли сделаю, но часто думаю о том, что хотела бы снова сделать коллекцию, вдохновленную Казахстаном, но уже деми-кутюр, что-то более динамичное, веселое, что-то по духу как наша недавняя коллекция Resort «Родео», такое очень витальное и с этническими деталями. Что-то одновременно очень модное и этническое», – ответила она.

Haute Couture, укротительница тигров и перфекционизм

Новая кутюрная коллекция вдохновлена темой цирка, винтажными кабаре вроде «Фоли-Бержер», фильмом «Хористки» (Ladies of the Chorus) 1948 года, артистками Зизи Жанмер и Жажа Габор, это калейдоскоп весьма ярких образов. «У нас давно не было кутюрных коллекций, наложилось много обстоятельств, и эту мы готовили очень, очень долго. Хотелось сделать коллекцию веселую, немного отстраненную. Все это про цирк. За пределами шапито может происходить что угодно, а в цирке свое представление, – рассказывает Ульяна о коллекции, а на вопрос, кем она себя видит в цирке, отвечает без заминки: – Укротительницей тигров, конечно же».

Tatler Asia
IMAGE Платье, ботфорты с подтяжками, помпон, вязаная перчатка, Ulyana Sergeenko Haute Couture, кольца, серьги, браслет Josephine Aigrette, Chaumet | Фотограф: Esra Sam

Коллекция получилась насыщенной разными цитатами, игровой, с огромным количеством тончайших деталей (вроде хрустальных элементов, сделанных по индивидуальному заказу в Гусь-Хрустальном, вязанной вручную бахромы, держателей для сигарет или резных костяных курочек) и действительно очень веселой. Сохраняя ключевые элементы ДНК, образ дома меняется – бывший ранее более нуарным, он действительно становится будто веселее, меняет настроение. «Это мой внутренний протест, – комментирует Ульяна изменение образа бренда. – Когда вокруг так много грустного и тяжелого, хочется найти способ вытащить себя, не дать себе унывать, взбодриться. И я меняюсь тоже, мой характер меняется, восприятие жизни. Да, были периоды, когда я грустила, долгие мрачноватые периоды, а сейчас у меня, напротив, очень позитивный настрой. Я научилась бороться с грустью. Когда подступает грусть, я путешествую, открываю что-то новое, вот взяла собаку из приюта, тоже новый опыт. Уделяю время себе, своему здоровью, встречаюсь с друзьями, иногда, наоборот, нужно замкнуться на несколько дней, смотреть старые веселые фильмы».

Haute Couture – главная мотивация и вдохновение Ульяны, ее цель и смысл: «Мне кажется, я потому так хорошо себя ощущаю, что благодаря высокой моде у меня есть возможность выразиться, высказаться. Кутюр – это же не только про результат, но и про процесс. Итоговое воплощение идеи может сильно отличаться от изначальной задумки, и ты видишь этот процесс, как развивается идея, как она обретает форму, как в эту идею включается команда, как все участники начинают привносить в нее что-то свое. Иногда изначальная задумка бывает хуже, чем то, что свершилось в итоге. Это все удивительные процессы, в этом много жизни».

В 2021 году Ульяна Сергеенко вошла в Синдикат высокой моды Парижа на правах постоянного участника, получив звание члена-корреспондента. До этого она много лет регулярно участвовала в официальном расписании Недели высокой моды как гостевой член. Синдикат – это закрытая организация кутюрье, поддерживающая и оберегающая принципы Haute Couture, традиции высокого шитья. В списке постоянных участников и членов-корреспондентов Chambre Syndicale de la Haute Couture сезона Fall 2024 только 22 дома. Один из них – Ulyana Sergeenko. Заметных женщин, которые владели бы собственными домами и были бы при этом кутюрье, на данный момент только две – Айрис ван Херпен и Ульяна Сергеенко. Формулировка Haute Couture охраняется законом Франции, ее нельзя просто взять и «примостить» рядом со своим именем. Это звание нужно заслужить и получить одобрение Синдиката. Ульяна носит звание кутюрье законно.

Момент, когда Ульяна получила подтверждение о принятии дома в Синдикат, стал одним из самых счастливых в ее жизни: «Я была эйфорически счастлива, Синдикат высокой моды Парижа присвоил мне почетное звание члена-корреспондента. Я была пьяна. Я так об этом мечтала. Эта цель казалась абсолютно недостижимой, но мое желание было очень большим, и, когда оно осуществилось, я почувствовала себя такой счастливой. Я думала об этом и говорила самой себе: «Я поздравляю тебя, Уля».

В силу глобальных обстоятельств Ульяна, оставаясь членом Синдиката, показов в Париже не проводит уже несколько лет. С одной стороны, она скучает по парижским показам, но, с другой стороны, находит и плюсы в том, что ей не нужно гнаться за расписанием недель моды. «Это очень сложный темп и большой стресс. Я в целом считаю, что кутюрье должен творить вне рамок расписания. Два раза в год выпускать кутюр, особенно такой, какой делаем мы, это очень сложно. Мы постоянно ищем и посещаем ремесленные производства и мастерские: то нужно какое-то особенное кружево, то мы придумали бусины особой формы, каждая крошечная деталь – это множество проб и ошибок. Как мы работали с Гусь-Хрустальным, сколько было вариантов и правок, прежде чем получилось то, что нужно. Это все огромное количество труда и времени. Когда ты зажат расписанием и дедлайном, очень трудно достигать совершенства, иногда может не хватить буквально пары недель. И вот уже показ прошел, а ты находишь какие-то недостатки, недоделки, я ужасно переживаю об этом, хочется, чтобы в каждой крошечной детали все было безупречно и выверенно. Это и есть высокая мода, в этом ее суть, в безукоризненности. Я страшная перфекционистка».

Впрочем, «цирковой» коллекцией Ульяна довольна, а это с ней случается нечасто. У дома было достаточно времени, чтобы оттачивать и доводить до идеала каждую деталь.

Tatler Asia
IMAGE Пальто из бархата, пояс с хрусталем, головной убор, Ulyana Sergeenko Haute Couture, кольца Josephine Aigrette Chaumet | Фотограф: Esra Sam

Как создается чудо кутюра? Совместным трудом и творчеством Ульяны с ее большой командой талантливых профессионалов. «Дом высокой моды – это огромный живой организм, у нас работает сто пятьдесят сотрудников, около семидесяти процентов на производстве, а еще творческая команда, и, конечно, люди, которые заставляют эти шестеренки вертеться, большой коллектив. Многие работают со мной годами, кто-то прямо с основания бренда, я это очень ценю». У Ульяны есть суперспособность окружать себя исключительно талантливыми людьми и вовлекать их в свой мир, это тоже часть ее успеха, ведь высокая мода создается не одним только кутюрье.

«Я создаю идею, придумываю общую концепцию коллекции, все основные линии. Я прихожу к моей команде дизайнеров с продуманной темой, с первыми набросками, описываю, какими должны быть вещи, сколько их должно быть. На бумаге (не пользуюсь компьютером, пишу и зарисовываю все от руки) пишу инструкции по составу коллекции, по пунктам: шляпа такая, юбка такая. А дальше начинается большая и длительная работа, бесконечные примерки, я отсматриваю все. И вам лучше не знать, какими словами я ругаюсь на этих примерках. Как меня выдерживают, не ясно, думаю, нас объединяет жажда красоты. Когда в конце концов получается что-то очень красивое, и я, и все сотрудники так воодушевлены. Я очень признательна каждому человеку, который работает со мной, за талант, за стремление к идеалу, но особенно вот за это ощущение, когда, пройдя через сложности, через мой характер, мы вместе создаем что-то прекрасное. Это такое удивительное чувство, объединяющее, поддерживающее и вдохновляющее».

Великие планы

До этой публикации Ульяна молчала очень долго. Это интервью – первое за несколько лет. Все это время менялась и она сама, и бренд, носящий ее имя. Свои мечты и планы Ульяна связывает с брендом: «Я хочу, чтобы дом был успешен. Команда привыкла к большим сотрудничествам, люди все тонкие, талантливые, им нужно творчество. Я очень радуюсь, что сейчас команда на подъеме. Это дает мне самой очень много бодрости, как будто ты снова во главе классной банды, капитан на корабле, который плывет. У меня огромные планы, мы продолжаем делать кутюр, уже готовим новую коллекцию, она в работе, развиваем деми-кутюрную линию, аксессуары, готовим в будущем году большую кутюрную выставку и открытие нового пространства дома. Я хочу развивать все, потому что сейчас у меня много сил».

Tatler Asia
IMAGE Боди, юбка, ботфорты с подтяжками, головной убор, сумка, броши из хрусталя, Ulyana Sergeenko Haute Couture, кольца, подвеска, браслет Josephine Aigrette, Chaumet | Фотограф: Esra Sam

Судя по всему, за период затишья и Ульяна, и вся команда действительно набрались сил: в 2025 году запланировано шесть коллекций – две кутюрные, две деми-кутюр, две круизные и еще отдельная вечерняя линия. Дом готовится к открытию и завоеванию новых рынков, и, судя по боевому настрою Ульяны, у нее снова все получится. 

«Красота созидательна. Мне очень нравится моя жизнь сейчас, то, чем я занимаюсь, и если можно сказать, что я счастлива, я бы так сказала».

Редакция Tatler выражает благодарность Казахскому государственному цирку и высокогорному спортивному комплексу «Медеу» за помощь в проведении съемки.

Авторы

Фотография: Esra Sam
Ассистент фотографа: Ajay Valsaraj
Модный гид: Maria Podgorbunskaya
Прическа: Konstantin Kochegov
Макияж: Steven Patrick Canavan
Продюсер: Ruslan Khabiev
Производство: Dmitry Bilyk

Темы