IMAGE «В прошлом году в Мариенбаде», 1931

От классического Голливуда до французской новой волны: для каких фильмов создавала костюмы Коко Шанель

В этом году состоялась премьера дебютного мюзикла Джошуа Оппенхаймера «Конец» с Тильдой Суинтон в главной роли. Сюжет фильма разворачивается вокруг обеспеченной семьи, которая провела 20 лет в своем роскошном бункере. В гардеробе героини Тильды, матери семейства, десять эксклюзивных нарядов. Над их созданием трудилась талантливая художница по костюмам Фрауке Фирл совместно с домом моды Chanel, который оказал поддержку режиссерскому дебюту Джошуа Оппенхаймера.

Сотрудничество Chanel с миром кино началось в 1931 году, когда Габриель Шанель пригласили работать в Голливуде. «Сегодня моду можно продвигать именно через кино», – утверждала дизайнер. Одна из самых культовых фигур XX века не просто вошла в киноиндустрию, а ворвалась в нее в твидовом костюме и с сигаретой в руке. Ее гений, покоривший подиумы, органично влился и в мир кинематографа. Рассказываем про фильмы, для которых Коко Шанель создала костюмы.

Голливуд

В феврале 1931 года Габриэль Шанель отправилась в Голливуд по приглашению американского продюсера Сэмюэля Голдвина. Ее целью было привнести стиль и элегантность в гардеробы актрис киностудии United Artists. Она работала над костюмами для фильмов «Сегодня ночью или никогда» (1931), «У греков есть слово для них» (1932) и «Цветущие дни» (1931). Однако ее влияние не ограничивалось лишь съемочной площадкой – актрисы должны были носить Chanel и в повседневной жизни. Уже в 30-х годах Габриэль реализовала то, что сейчас называется «бренд амбассадорством».

Tatler Asia
IMAGE «Сегодня ночью или никогда», 1931
Tatler Asia
IMAGE «У греков есть слово для них», 1932

Французский период

Коко Шанель довольно скоро покинула Голливуд, который принес ей щедрый гонорар и важные связи. Среди новых частных клиенток – Грета Гарбо, Марлен Дитрих и Франсис Голдвин, жена продюсера Сэмюэла Голдвина. Во Франции ее ждало несколько масштабных проектов. Она разработала костюмы для героинь в фильмах знаковых режиссеров – Марсель Карне, Луи Маль, Роже Вадим и Жан Ренуар.

К концу 30-х авангардное кино уступило место реализму. Зритель устал от абстракций и захотел историй о простых людях, отражающих тяжелые предвоенные времена. «Набережная туманов» (1938) Марселя Карне – фильм, который принято считать символом поэтического реализма. Когда к Шанель обратились за костюмами для главной героини, она лаконично ответила: «Такому фильму не нужны платья. Берет, плащ – и достаточно!». И она оказалась права: этот минималистичный, но выразительный образ Нелли (Мишель Морган) стал культовым.

Tatler Asia
IMAGE Мишель Морган в роли Нелли в фильме «Набережная туманов», 1938
Tatler Asia

Подход Шанель к стилю был уместен по обе стороны Ла-Манша. Во время романа с герцогом Вестминстерским она переняла его стиль и традиционную загородную английскую моду. Они стали источником вдохновения для создания культовых трикотажных свитеров, твидовых костюмов и мягких пальто. В фильме «Правила игры» Жана Ренуара дизайнер мастерски объединила французский шик и английский вкус. Во время охоты героини фильма, Кристин и Женевьев, носят твидовые костюмы: юбки и приталенные двубортные жакеты с разрезами и складками. Эти элементы обеспечивают свободу движений, что лежит в основе ее философии.

«Лифт на эшафот» (1958) Луи Маля – классика французского нуара и один из первых фильмов новой волны. Это стильный триллер о роковом преступлении и любви, сопровождаемый культовым джазовым саундтреком Майлса Дэвиса. Главную роль исполнила Жанна Моро, чье исполнение стало эталоном женского нуарного образа. Шанель наделила образ Моро утонченной элегантностью и минимализмом. Лаконичное платье-футляр, чистые линии и естественность образа усилили драматизм персонажа, превратив его в культовый.

Tatler Asia
IMAGE Жанна Моро в фильме «Лифт на эшафот», 1958

В 1961 году вышел фильм «В прошлом году в Мариенбаде» Алена Рене с Дельфин Сейриг в главной роли. Это запутанный, сюрреалистичный и тревожный фильм о мужчине, который встречает женщину в роскошном курортном отеле в Мариенбаде. Главный герой утверждает, что они встречались здесь год назад, но его нет в памяти девушки. Даже те, кто не обращает внимания на костюмы, быстро поймут их важную роль в фильме. Наряды служат подсказкой в ускользающем нарративе картины. Маленькое черное платье из муслина главной героини, любимое многими иконами того времени, прозвали «платьем à la Marienbad».

Tatler Asia
IMAGE Жанна Моро в фильме «Опасные связи», 1959
Tatler Asia
IMAGE Жанна Моро в фильме «Лифт на эшафот», 1959
Tatler Asia
IMAGE Дельфин Сейриг в маленьком черном платье à la Marienbad
Tatler Asia
IMAGE В прошлом году в «Мариенбаде», 1931
Tatler Asia
IMAGE В прошлом году в «Мариенбаде», 1931

В 2011 году Карл Лагерфельд отметил 50-летие картины весенне-летней коллекцией Last Year at Marienbad. Лагерфельд вдохновился стилем фильма и подчеркнул его преходящую амбивалентность. Коллекция сочетает в себе роскошь 20-х и минимализм 60-х. Она получается вне времени, что отражает атмосферу фильма. Лагерфельд признавался, что во время создания коллекции он неоднократно обращался к фильму и трудам сценариста Алена Роб-Грийе, стремясь проникнуть в самую суть произведения. В коллекции весна-лето 2023 Виржини Виар, преемница Лагерфельда, тоже черпала вдохновение в кинематографе 60-х, включая фильм «В прошлом году в Мариенбаде».

Tatler Asia
IMAGE Коллекция Chanel Весна-лето 2011

Театр

Коко Шанель всегда находилась в эпицентре художественной богемы. Она часто вдохновляла и помогала своим друзьям-творцам, в том числе и финансово. В 1922 году Коко Шанель работала над постановкой «Антигоны» Жана Кокто. Для этого спектакля она создала костюмы из грубой шерсти, вдохновленные Древней Грецией. Эти костюмы не сохранились, но до нас дошли фотографии, сделанные для Vogue.

В 1924 году Коко Шанель выступила в роли художника по костюмам для одного из последних балетов Сергея Дягилева – Le Train Bleu («Голубой экспресс»). Культовый занавес постановки создал Пабло Пикассо. Костюмы же отличались неожиданной спортивной эстетикой. Это был остроумный оммаж стремительно набиравшей популярность спортивной моде, которой Шанель была чрезвычайно увлечена. Такой подход был революционным для балета и характерной особенностью скандальных дягилевских постановок.

Tatler Asia
Tatler Asia
Tatler Asia
IMAGE Музей Виктории и Альберта, Лондон
Tatler Asia

Шанель в кино без мадам Шанель

Спустя годы бренд Chanel не теряет свою актуальность и влияние. Костюмы и аксессуары бренда можно увидеть на героине Кристен Стюарт в фильмах «Светская жизнь», «Персональный покупатель», «Спенсер: Тайна принцессы Дианы». Chanel носят также героини фильмов «Дьявол носит Prada», «Анна Каренина», «Мулен Руж», в сериале «Секс в большом городе» и многих других. Карл Лагерфельд, возглавлявший бренд 35 лет, так же как и Габриэль, любил создавать костюмы для кино. Модельер работал над костюмами в «Любовница-хозяйка», «Каллас навсегда», «Перед тем, как опустится ночь».

Наследие Шанель давно вышло за рамки ее творений. Это философия, новый взгляд на женскую независимость, и культурный феномен навсегда изменивший моду, кинематограф и искусство.

Темы