IMAGE Ван Хельсинг (2004) | imdb.com

От гротескного Носферату до современного Эдварда – как выглядят вампиры в кино

В прокат вышел готический фильм ужасов «Носферату» режиссера Роберта Эггерса. Это ремейк культового немецкого фильма 1922 года «Носферату, симфония ужаса». Картина стала интересной интерпретацией уже избитой вампирской темы. Происхождение вампиров уходит корнями в мифы различных культур и народов. Как полноценный художественный архетип он сформировался только в XIX веке. «Дракула» Брэма Стокера стал основой жанра вампирских историй и вдохновил множество последующих произведений. Его персонаж перешел из книги на сцену и экран, став иконой массовой культуры. Вампиры постепенно превратились в универсальный образ, адаптируемый под разные жанры: от классического ужаса и мелодрам до комедий. В деталях рассмотрим образы вампиров в разных фильмах, в рамках рубрики история моды.

Носферату, симфония ужаса (1922) 

Фридрих Вильгельм Мурнау

Классика немецкого киноэкспрессионизма задала визуальный стандарт для фильмов ужасов. Картина отличалась игрой теней, зловещей атмосферой и гротескным образом графа Орлока, воплощенного актером Максом Шреком. Он значительно повлиял на развитие жанра и заложил основы архетипического вампирского образа в кино. Одежда и грим графа Орлока подчеркивают его нечеловеческую природу. Длинный черный плащ, странная, угловатая посадка фигуры и гротескный грим усиливают ощущение его демоничности.

Tatler Asia
IMAGE imdb.com
Tatler Asia

Носферату (2024) 

Роберт Эггерс

Новый «Носферату» предлагает свежий взгляд на классическую историю. Линда Мьюир, постоянная художница по костюмам на проектах Роберта Эггерса, известна исключительным вниманием к деталям. Для создания аутентичных и выразительных образов была тщательно изучена эпоха и региональные особенности места действия. Мьюир старалась избежать анахронизмов и провела большую исследовательскую работу во время предпродакшена. Изучала гравюры и исторические модные журналы 1830-х годов. Все костюмы и аксессуары главных героев, от перчаток до носков, были изготовлены специально для съемок. Большая команда фактуровщиков специально состаривала и окрашивала ткани. Особенно это касалось костюмов графа Орлока. Он – полная противоположность романтичного и сексуального образа вампира из поп-культуры.

«Народный вампир – это не изысканный соблазнитель в вечернем костюме и не сверкающий мрачный герой. Народный вампир олицетворяет болезнь, смерть и сексуальность в их грубой, жестокой и беспощадной форме. Именно такого вампира я хотел вернуть современному зрителю» – признается Роберт Эггерс.

Tatler Asia
IMAGE imdb.com
Tatler Asia
Tatler Asia
IMAGE Instagram @lindamuircostumedesign
Tatler Asia

Дракула (1992)

Ф.Ф. Коппола

В адаптации «Дракулы» Фрэнсиса Форда Копполы художником по костюмам выступила Эйко Исиока. Ее работы принесли фильму «Оскар» за лучший дизайн костюмов. В отличие от Линды Мьюир, стремящейся к исторической достоверности в «Носферату», Исиока создала фантазийный, символистский мир, объединивший элементы разных эпох и культур. В костюмах сочетаются японские и европейские мотивы, отсылки к Византии, стимпанку и картинам Густава Климта.

Образ графа в обеих картинах объединяет одно – он лишен романтической привлекательности, характерной для многих вампирских историй. Каждый костюм в «Дракуле» насыщен символизмом, особенно в цветовом решении. С образом вампира традиционно ассоциируется черный цвет. Исиока отказалась от него, выбрав насыщенные оттенки красного, золотого и белого. При первом появлении графа Орлока в замке он одет в красный шелковый халат с золотой вышивкой. За ним тянется длинный шлейф, напоминающий кровавый след. По словам самой художницы, этот образ был навеян костюмами актеров японского театра кабуки.

Tatler Asia
IMAGE imdb.com
Tatler Asia
Tatler Asia

Реальные упыри (2014)

Тайка Вайтити

Новозеландско-американская комедия Тайки Вайтити в стиле мокьюментари показывает жизнь группы вампиров. Фильм сочетает юмор и готическую эстетику. Древние вампиры приспосабливаются к обычным человеческим проблемам: от оплаты счетов до ночных тусовок.

Художники Аманда Нил и Ра Винсент собрали эклектичный вампирский гардероб. Костюмы отражают эпохи происхождения героев: Виаго носит аристократическую одежду XVIII века, Владислав – элементы восточноевропейского стиля, Дикон – эклектику старины и современности, а Петир, которому 8000 лет, похож на вампира из «Носферату, симфония ужаса». Этот подход подчеркивает старомодность героев и их попытки вписаться в современный мир, добавляя комичности к образам.

Tatler Asia
IMAGE imdb.com
Tatler Asia

Королева проклятых (2002)

Майкл Раймер

Сиквел фильма «Интервью с вампиром» рассказывает о вампире Лестате, ставшим рок-звездой и пробудившим древнюю королеву вампиров Акашу. Фильм сочетает готику, фэнтези и музыкальную драму, выделяясь ярким визуальным стилем. Костюмы, разработанные Гейбриеллой Пескуччи, усиливают мистическую атмосферу фильма и подчеркивают уникальность каждого героя. Мифы о первых вампиршах связаны с древними культурами Востока: Египтом, Месопотамией и Индией. Ими вдохновлен образ королевы Акаши. Он состоит из металлических  элементов и роскошных аксессуаров, подчеркивающих ее божественность. Костюм Лестата сочетает готическую романтику и рок-эстетику, что говорит о двойственной натуре вампира-музыканта.

Tatler Asia
IMAGE imdb.com
Tatler Asia

Выживут только любовники (2013)

Джим Джармуш

Здесь главный герой вампир Адам тоже рок-музыкант. Художница по костюмам Бина Дейгелер создала образы вне времени. Они подчеркивают вечную жизнь вампиров и сочетают элементы разных исторических периодов. В домашней обстановке герои предпочитают носить роскошные кимоно и халаты с вышивкой. Их вампирскую сущность выдают бледность и темные очки – неизбежная необходимость, учитывая невозможность переносить солнечный свет. А их необычные прически ассоциируются с чем-то животным. Для этого в волосы актеров и парики вплетались шерсть овец и яков.

Tatler Asia
IMAGE imdb.com
Tatler Asia

Сумерки (2008)

Кэтрин Хардвик

Романтическая сага о вампирах стала культовой классикой, а образы главных героев прочно вошли в поп-культуру. Они остаются популярными и почти два десятилетия спустя. Художница по костюмам Венди Чак создала реалистичные и современные образы. Герои носят простую и удобную одежду. Гардероб Беллы скромный и практичный. У Эдварда преобладают сине-серые оттенки, отражающие его холодную натуру. Во время пандемии в TikTok возродился интерес к «Сумеркам», породив эстетику Twilightcore. Этот тренд включает темные, приглушенные цвета, бледный тон лица и стиль поздних нулевых.

Tatler Asia
IMAGE imdb.com
Tatler Asia

Ночной дозор (2004) и Дневной дозор (2006) 

Т. Бекмамбетов

Фильмы «Ночной дозор» и «Дневной дозор» про противостояние сил Света и Тьмы в современном мире. В этой вселенной вампиры показаны как обычные люди, органично вписывающиеся в современную городскую среду. Несмотря на простоту вещей, художницам по костюмам Варваре Авдюшко и Марие Швачкиной удалось найти множество интересных и нестандартных решений. Герои получились яркими и запоминающимися. В «Ночном дозоре» вампир Костя одет в рубашку, хаотично разрисованную фломастерами, ярко-красную кожаную куртку в духе Тайлера Дердена и панаму. Весь образ говорит о бунтарском и молодежном духе. В противоположность сыну, отец выглядит гораздо старше: его одежда изношена веками, а клыки заменены на серебряные, что подчеркивает его возраст и отрыв от современности.

Tatler Asia
IMAGE imdb.com
Tatler Asia

Блэйд (1998)

С. Норрингтон

В 90-е интерес к вампирскому кино вернулся с сериалом «Баффи – истребительница вампиров». «Блэйд» продолжил тренд, предложив зрителям супергеройский боевик с элементами ужаса и киберпанка. Хоть фильм основан на комиксах, создатели сумели избежать излишней карикатурности. Костюмы героя разработали с акцентом на удобство в динамичных боевых сценах. Кожаная одежда усиливала визуальный образ и обеспечивала необходимую мобильность. А знаковые очки Блэйда бренда Black Flys все еще выпускаются и доступны в продаже.

Tatler Asia
IMAGE imdb.com
Tatler Asia

Ван Хельсинг (2004)

С. Соммерс

Художники по костюмам Габриэлла Пескуччи и Карло Поггиоли создали образы, сочетающие исторические элементы, фантастику и стимпанк. Благодаря этому реальность и фэнтези органично объединились в мире «Ван Хельсинга». Костюмы для фильма были созданы в мастерской Atelier Tirelli. Образ Дракулы и его невест основан на традиционных представлениях о сексуальной притягательности вампиров. Костюмы графа насыщены деталями, подчеркивающими его аристократическое происхождение. Невесты Дракулы одеты в платья из полупрозрачных, жатых тканей, создающих иллюзию соблазнительных и эфемерных призраков.

Tatler Asia
IMAGE imdb.com
Tatler Asia

Темы