Глобализация и новые тренды стирают границы между субкультурами, уличной модой и люксом

Сегодня стиль одежды все меньше отражает принадлежность к субкультурам или профессиям. Люди носят то, что им нравится, не придерживаясь каких-либо правил и устоев, что привело к появлению новых трендов в модной индустрии. Поэтому брендам одежды приходится проявлять креативность и подстраиваться под запросы нового времени. Мы наблюдаем, как рабочая одежда проникает в высокую моду, а отличительные элементы уличного стиля становятся частью повседневных образов. Рассказываем, как бренды адаптируются к новым реалиям, меняя свое позиционирование и подход к маркетингу и дизайну.

Запрос на комфорт и надежность

По данным ежегодного исследования Business of Fashion и McKinsey, общество стало больше склоняться к практичности и комфорту в одежде. Неопределенность и пандемия – главные мотиваторы этой тенденции.

Благодаря высокой износостойкости материалов, комфорту и необычному дизайну, outdoor-одежда оказалась идеальным предметом гардероба для удовлетворения современных потребностей. Ее актуальность подтверждается увеличением продаж на 24% с начала пандемии. Так сформировался стиль gorpcore, название которого образовано из терминов normcore (повседневной одежды) и g.o.r.p (good ol' raisin peanuts – походный снек). Суть стиля в том, что ты можешь носить outdoor-одежду каждый день, а не только во время походов. Непромокаемые куртки Arc'Teryx, пуховики The North Face и хайкинговая обувь Salomon – уже не просто спецодежда, а «хайповые» элементы гардероба городских модников. 

Заметив эту тенденцию, outdoor-бренды не растерялись. Они начали производить продукцию не только для выживания в диких условиях, но и для городской жизни, при этом сохраняя уникальный функционал. Например, у Salomon есть совместные коллекции с Maison Margiela, а исландский бренд 66°North нанял бывшего дизайнера Louis Vuitton на позицию креативного директора. Burberry и Balenciaga тоже не остались в стороне, выпустив пуховики и обувь в стиле gorpcore.

Вокруг некоторых стилей и брендов даже строятся культы. Например, Chrome Hearts, ранее выпускавший эксклюзивную одежду строго для байкеров, сегодня невероятно популярен среди знаменитостей, особенно рэперов. Коллекционеры этого бренда часто идентифицируют себя именно через него, а не через принадлежность к какой-либо субкультуре.

Tatler Asia
Salomon x Maison Margiela
IMAGE Salomon x Maison Margiela
Tatler Asia
Salomon x Maison Margiela
IMAGE Salomon x Maison Margiela
Salomon x Maison Margiela
Salomon x Maison Margiela

Тренд на рабочую одежду

Dr. Martens – наверное, самый популярный workwear-бренд, тренд на который появился относительно недавно. Как и outdoor-производители, эта компания изначально ориентировались на определенного потребителя, но с ростом популярности и увеличением спроса им пришлось подстроиться под новую аудиторию.

arrow left arrow left
arrow right arrow right
Фото 1 из 2 Dr. Martens
Фото 2 из 2 Dr. Martens
Dr. Martens
Dr. Martens

На популяризацию рабочей одежды сильно повлияло ее распространение в кругах различных субкультур. Одним из брендов, которые изменили свой имидж и расширили производство, стал Dr. Martens. Благодаря высокому качеству обуви и ее стоимости в £2 компания пользовалась большим спросом у британских рабочих в 60-х годах. С появлением ска, скинхедов и панков, восхваляющих рабочий класс, бренд обрел новую популярность и стал неотъемлемой частью их эстетики. Фанаты таких групп как Sex Pistols и The Clash мечтали о ботинках Dr. Martens, подражая своим кумирам, которые носили их на сцене и в жизни. Сегодня бренд уже не так сильно привязан к панк-сцене. «Мартинсы» можно заметить на представителях различных возрастов, классов, культур и субкультур. Dr. Martens также сотрудничает с разными дизайнерами и модными брендами, вроде Rick Owens, Marc Jacobs, A-COLD-WALL и другими.

Еще один хороший пример – Carhartt, который изначально задумывался как бренд униформы для железнодорожных рабочих в США. Компания по сей день выпускает одежду для «голубых воротничков» (прочные комбинезоны, термостойкие куртки и т.д.), однако в 80-х Carhartt стал популярен среди уличных банд и мелких наркоторговцев. Причина кроется в долговечности тканей, использованных при создании одежды, а также в эффективной защите от холода. В 90-х Carhartt стал еще популярнее в период «золотой эры хип-хопа». Одежду бренда можно было заметить на 2Pac, Big Pun, Джейми Фоксе, Майке Тайсоне и других знаменитостях. Вторая волна популярности Carhartt пришлась на момент создания streetwear-подразделения Carhartt WIP в Европе. Решение положительно сказалось на узнаваемости бренда за пределами США и значительно увеличило его прибыль.

arrow left arrow left
arrow right arrow right
Фото 1 из 2 Carhartt WIP Archives
Фото 2 из 2 Carhartt WIP Archives
Carhartt WIP Archives
Carhartt WIP Archives

Важную роль в популяризации workwear сыграл спрос среди скейтбордистов, которых привлекала прочность брюк, футболок и аксессуаров. Например, сегодня у Carhartt и Dickies есть полноценные скейтбордические коллекции и собственные команды с топовыми атлетами по всему миру. Скейтбординг, как субкультура, также невероятно привлекателен в сегменте люкс. Gucci, Burberry и другие компании часто сотрудничают с разными скейт-брендами и популярными скейтбордистами. Например, Louis Vuitton, выпустил профессиональную обувь в партнерстве с Люсьеном Кларком, а Comme des Garçons поддержал запуск бренда Rassvet.

Границы между люксом, стритвиром, рабочей одеждой и другими стилями действительно стали еле заметны. Бренды могут легко подстраиваться под новую аудиторию, а их позиционирование кардинально меняться в зависимости от потребностей рынка. Workwear носят как рэперы, так и скейтеры, а трекинговые ботинки можно заметить не только на тех, кто покоряет горные вершины, но и на людях, что ходят за эспрессо-тоником в модную кофейню в центре города. В современной моде больше нет правил, люди используют одежду для самовыражения, а не принадлежности к какой-либо группе.

Темы