IMAGE Фотограф: Milli Cope

Кровь, сперма, пот и молоко – как пахнет фильм Hoard

Среди номинантов на премию BAFTA, в категории «Лучший дебют британского сценариста, режиссера или продюсера» выделяется фильм Hoard (с англ. – Клад). Это личная и безбашенная драма Луны Кармун с Саурой Лайтфут-Леон и Джозефом Куинном в главных ролях. Премьера фильма состоялась на 80-м Венецианском кинофестивале, а также показ прошел в Алматы на фестивале женского кино – Qyzqaraz.

В картине исследуются темы утраты, взросления и памяти. Зритель впервые встречает главную героиню Марию в детстве, когда она живет с матерью, которая одержима собиранием различных предметов – их квартира буквально до потолка забита хламом. Закадровый голос спокойно предупреждает: «Я чувствую тошноту и вы скоро почувствуете». Это предостережение о будущем – шекспировский прием, как в «Ричарде III», где зрителя заранее готовят к неизбежному. И не зря, ведь в фильме много некомфортных, бескомпромиссных и «пахучих» ритуалов. Как признается сама Луна Кармун, они с художником-постановщиком распыляли на съемочной площадке особые духи. Это был запах «крови, спермы, пота и молока».

Не менее впечатляют и костюмы – многослойные и продуманные до мельчайших деталей. Их автор – художник по костюмам Нэт Тернер. Выпускник Central Saint Martins. Работал он и в камерных драмах, и голливудских блокбастеров. За его плечами множество полнометражных картин, а также работа ассистентом легендарной Линди Хемминг, лауреатки премий «Оскар» и BAFTA, над фильмами «Вонка» (2023), «Чудо-женщина» (2017), «Приключения Паддингтона» (2014) и другими.

Художник по костюмам Гоар Игитян побеседовала для нас с Нэтом об опыте создания образов для «Клада». Он рассказал, как через костюмы раскрывают психологию персонажей и передают особую чувственность картины.

Tatler Asia
IMAGE imdb.com

Нетрадиционный сценарий

Сценарий был непохож на все, что было ранее, это скорее роман. Он был поэтичным, старомодным в каком-то смысле. Новый голос, как и сама Луна. Это определенно не было, как Луна много раз говорила, «порнографией бедности» (или стереотипное порно – это медиаконтент (текст, фото, видео), эксплуатирующий образ бедности для вызова сочувствия, увеличения продаж, сбора пожертвований или продвижения определенных идей, – Tatler). Мне крайне важно рассказывать истории, где персонажей  не сводят к рамкам их социального класса или окружения.

Tatler Asia
IMAGE Instagram @lunacarmoon
Tatler Asia
IMAGE Instagram @lunacarmoon

Процесс подготовки

Подготовка была стремительной! Я встретился с Луной за завтраком в кафе рядом с ее домом, где мы обсудили жизнь, наше взросление и главную идею фильма. Затем она позвала меня к себе и стала показывать семейные фотоальбомы. Эта встреча задала направление эстетике «Клада» и послужила мощным источником вдохновения: дни рождения детей, праздники, шалости с братьями и сестрами, случайные размытые снимки с яркой вспышкой, насыщенные контрастными цветами и узорами. Мы также перебрали личный гардероб и одежду некоторых родственников, отчасти чтобы помочь мне создать костюмы с минимальными затратами. Выбирая вещи, она делилась историями о каждой. Некоторые мы использовали в фильме в память о ее семье. На основе всего этого я и собрал мудборд. В итоге, Луна и стала главным источником вдохновения!

Tatler Asia
IMAGE Фотограф: Milli Cope

Работа с актерами

При удачном сотрудничестве трудно разделить, где начинается твоя идея, где режиссера, а где актеров, – все сливается и становится единым. Мы начали с примерок, чтобы проверить видение, получить одобрение актеров и Луны. В случае Марии (Саура Лайтфут-Леон), мне было важно чтобы акцент был на открытой коже. В случае Майкла (Джозеф Куинн), важно было создать образ взрослого мужчины в одежде подростка, которая слишком тесная и смотрится на нем устаревшей. Хотелось показать, что он вырос физически, но не интеллектуально. Первые примерки показали, что работает, а что нет. Например, идея с очками для Майкла не прижилась. Хотя мы пробовали, его образ был частично вдохновлен человеком, который их носил.

Фильм был немного нетипичным, поэтому требовалось тщательное планирование, чтобы включить личные вещи Луны в ключевые сцены. Например, красно-черный свитер Марии, в сцене получения праха матери, имел для нее особое значение. Требовалось создать костюмы, которые соответствовали бы характеру героя и учитывали все детали.

Для визуализации я развесил фотографии с примерок. Хотел убедиться, что арки героев и цвета работают психологически, что они гармоничны с окружением, а костюмы персонажей не конфликтуют между собой. Это безумно сложно, но все актеры были абсолютно преданы Луне.

Tatler Asia
IMAGE Instagram @lunacarmoon

Образ матери

Луна и я стремились избежать стереотипного образа грустной одинокой матери из рабочего класса. Ей было важно, чтобы мы увидели героиню в рабочей одежде. Но это должно только подчеркивать, что она усердно трудится для семьи, а не полагается на пособие.

Я хотел, чтобы мама была чем-то большим, чем просто нагромождение хлама. Я хотел не дать ей визуально раствориться в этом хаосе, создать образ сильной, экстремальной, амбициозной женщины, почти героини. При этом, ее одежда должна отражать обсессивные черты характера. Важно, что образ матери – это воспоминание уже взрослой Марии.

Я использовал монохромные наряды, чтобы многогранно раскрыть героиню. Воспоминания о близком человеке (в данном случае – матери) часто отличаются от реальности. Мария любит свою маму, так почему бы ей помнить мать как серую и стереотипную женщину из рабочего класса? Более того, у матери такие специфические привычки и способы выражения своих чувств, что она вполне могла носить один цвет от головы до ног. Это выделяло ее на фоне сцен в доме посреди хлама и подчеркивало обсессивность ее натуры.

Я экспериментировал с разными цветами, включая палитру Супермена, чтобы подчеркнуть ее сверхчеловеческий аспект. Это не совсем сработало, но главными все равно стали красный, синий и желтый. Она носит много украшений, как сорока: видит блеск – берет и надевает. Не следует правилам конвенционального вкуса. Даже перчатки для сбора мусора она выбирает как у голливудской звезды 30-х – длинные, кожаные, фетишистские.

Tatler Asia
IMAGE Instagram @lunacarmoon
Tatler Asia
IMAGE Instagram @lunacarmoon

Одержимость вещами и накопительством

Фильм содержит автобиографические элементы из жизни Луны и отражает ее уникальный способ восприятия мира. Статья, прочитанная мной после съемок, предсказывала реакцию искусства на стерильность пандемии. Она писала сценарий в этот период, что подсознательно повлияло на экспериментальный характер фильма. Что касается стремления людей к накопительству, я его понимаю. Моя жена называет меня «собирателем». Это результат капитализма, который трудно в себе контролировать. Собирая вещи, мы потребляем, овладеваем ими, якобы познавая мир, но часто это иллюзия. Возможно, мама Марии пытается так заполнить внутреннюю пустоту?

 

Tatler Asia
IMAGE Фотограф: Milli Cope
Tatler Asia
IMAGE Фотограф: Milli Cope

Наряды матери и Марии

Мы сознательно выбрали схожие образы, цвета и текстуры, чтобы подчеркнуть их связь. Здесь важную роль играет красный цвет. С возрастом Мария утрачивает эту цветовую связь с прошлым, но, когда воспоминания о матери возвращаются, красный постепенно вновь появляется в ее гардеробе.

Tatler Asia
IMAGE Instagram @cos_adventures_with_nat
Tatler Asia
IMAGE Instagram @lunacarmoon

Инфантильность в нарядах Марии

Да, я стремился показать Марию будто застрявшей в прошлом, как призрак самой себя. То же касается и Майкла. Мария беззаботна в выборе одежды, подбирает с пола и надевает все, что найдет. Она не одевается для других, кроме случая с подругой Лараиб, когда они идут в паб. Майкл ошибочно принимает это на свой счет, хотя девушки просто развлекаются.

Tatler Asia
IMAGE Фотограф: Milli Cope
Tatler Asia
IMAGE Фотограф: Milli Cope
Tatler Asia
IMAGE Фотограф: Milli Cope

Татуировка Billy на плече Майкла

Билли – имя одного из членов семьи Луны. Думаю, она хотела увековечить память о нем в фильме. Насчет других причин я не уверен.

Финальный образ Марии

Он имеет двойное значение. На первый взгляд, должен создать у зрителей впечатление, что она повзрослела, адаптировалась, устроилась на работу. Классический счастливый финал. Но это не такой фильм. Ее формальный наряд также напоминает траурный, словно она провожает мать в последний путь. Если присмотреться, можно заметить блестящие носки – те же, что были на ней при получении праха матери, и которые когда-то мама подарила маленькой Марии на Рождество. Она не может убежать от своего прошлого – оно всегда будет с ней. Именно оно сформировало ее личность. Такой финал позитивнее стандартных киноразвязок.

Особенность подхода британских художников по костюмам

Я не уверен, что у британских художников по костюмам есть уникальный подход. Однако на меня сильно повлияла Линди Хемминг, которой я долго ассистировал. Я являюсь продуктом ее работы, так же как Мария – продукт своей матери. Она, в свою очередь, многое переняла от режиссера Майка Ли. Линди научила меня анализировать мотивацию персонажей и стараться сохранить о них правду через костюм. Я надеюсь, что смогу создавать таких же сложных персонажей, как она.

Tatler Asia
IMAGE Фотограф: Milli Cope

Сотрудничество с Линди Хемминг

Я работаю с ней уже 12 лет и сделал с ней пять совершенно разных фильмов. Мне невероятно повезло: коллега порекомендовал меня Линди, когда та искала нового ассистента. Я планировал другой проект, но позвонила Линди и я не могу упустить эту возможность. К тому же, это был первый фильм о Паддингтоне, которого я обожал с детства. 

Линди поразительно умная и заботливая, вдохновляет расти не только как профессионал, но и как личность. Многому меня научила, но при этом ценит мой вклад. Наша работа – постоянный диалог о подходах и решениях. В итоге рождается масштабный фильм, и порой я удивляюсь, как нам это удалось.

Важность костюма в кино

В кино много культовых моментов, которые стали возможны благодаря художникам по костюмам: от Дарта Вейдера («Звездные войны») до Радио Рахима («Делай как надо!») и Беллы Бакстер («Бедные несчастные»). Именно такие примеры меня вдохновляют. Костюмы, прически и грим так же важны, как операторская работа и декорации. Долгое время наш вклад недооценивали. В том числе речь идет и про оплату труда, особенно в сравнении с традиционно «мужскими» департаментами. Сейчас я чувствую, что художники по костюмам стали заметнее, и зритель теперь лучше понимает нашу работу. Это не просто одевание актеров в красивые наряды – по крайней мере, не всегда!

Чем пахнет хорошее кино

Ха! Думаю, хорошие фильмы пахнут тем, чем они должны пахнуть. Уверен, некоторые люди смогут буквально почувствовать запах потрясающей работы художника-постановщика Бобби над прострастранством дома из «Клада». Я могу почувствовать запах грязного плаща Джексона Лэма в сериале «Медленные лошади» и запах морской соли в фильме «На ярком солнце».

Темы