Style|Fashion

5 казахстанских ювелирных брендов, которые переосмысливают украшения кочевников

Автор Лилия Шабутдинова
22.12.2025
Архив пресс-службы
IMAGE Архив пресс-службы
У казахов-кочевников украшения никогда не были просто красивыми аксессуарами – они выполняли обрядовую, социальную и защитную функции. «Пусть твои уши не услышат дурных слов», – говорили матери, надевая дочери серьги. Считалось, что вместе с украшением передается сила рода, благословение и защита предков. Сегодня казахстанские ювелирные бренды возвращаются к этим традициям и интерпретируют их заново, создавая современные украшения-обереги

Toolğa

Это бренд ювелирных украшений в стиле этномодернизма, в котором казахская культура и традиции обретают современное звучание. Идея марки заложена уже в ее названии: tool в переводе с английского означает «инструмент», а с окончанием ga превращается в казахское слово «тұлға» – личность, образ.

«Я хотела создать инструмент для самовыражения – то, что позволит девушкам говорить о себе без слов», – рассказывает основательница бренда Инкара Надирбек.

MŪRAA

Основательница бренда Меруерт Абдир перепридумывает украшения кочевников, обращаясь к традиционным техникам казахского ювелирного искусства. Среди них, например, зернь: создание узоров из мельчайших серебряных шариков, напаянных на основу. Недавно MŪRAA представил новую коллекцию украшений-талисманов AGYN: обновились сеты колец – неизменный бестселлер бренда, появились новые браслеты с более женственными формами, а также броши, впервые вошедшие в ассортимент. Хитом коллекции стал сет из браслета и кольца, соединенных цепочкой.

В этом году Меруерт Абдир вошла в первый список Tatler Asia’s Most Stylish в Казахстане.

AIMAQ

История бренда AIMAQ началась с личного запроса. Однажды парижская подруга попросила Айнур Кангужину привезти старинное казахское украшение. В поисках Айнур оказалась в антикварной лавке в Шымкенте, где столкнулась с поразительным контрастом: редчайшие украшения, сопоставимые с музейными экспонатами, хранились без всякого порядка – в мусорных мешках, вперемешку.

Этот эпизод стал отправной точкой. Айнур начала собирать собственную коллекцию – сначала на блошиных рынках, а затем в полноценных экспедициях. Она исколесила пол-Казахстана, находя уникальные образцы ювелирного искусства, многие из которых были созданы еще в XIX веке.

Со временем эти находки легли в основу бренда AIMAQ и вдохновили на создание собственной коллекции украшений. А в этом году Айнур открыла первый в Казахстане частный музей ювелирного искусства.

La Voie Nomade

Название бренда в переводе с французского означает «Путь кочевника». Казахстан – важный участок Великого шелкового пути, через который веками проходили торговые маршруты между Европой и Азией, соединяя культуры и традиции.

Идея основательницы La Voie Nomade Александры Соко – создавать украшения, отражающие богатство этого наследия и одновременно объединяющие казахские традиции с актуальными модными тенденциями. Здесь нет прямых исторических цитат, но каждое украшение передает дух кочевничества, близкий современному человеку.

KazakhYuvelir

Бренд с богатой историей, основанный в 1941 году и несколько лет назад прошедший масштабный ребрендинг. Его украшения хранят мастерство, передаваемое казахскими ювелирами из поколения в поколение, и при этом находят новые формы и смыслы. В этом году бренд представил лимитированную коллекцию, созданную совместно с Центром современной культуры «Целинный». Источником вдохновения стал перформанс Barsakelmes, основанный на древней легенде о змеином народе, мальчике Нуртоле и исчезнувшем море.