Lifestyle|Entertainment

«Я просто пришел повалять дурака»: эксклюзивное интервью с Биллом Скарсгардом

Автор Виктория Лебедева
19.12.2025
Билл Скарсгард | Getty Images
IMAGE Билл Скарсгард | Getty Images
Острожно! В этом тексте содержится много спойлеров к сериалу «Оно: Добро пожаловать в Дерри»

Голливудский актер, сыгравший Пеннивайза в первом и втором фильмах «Оно», вернулся к своей без преувеличения легендарной роли – на этот раз в сериале «Оно: Добро пожаловать в Дерри», который доступен для просмотра в онлайн-кинотеатре Amediateka в разделе HBO Maх. В беседе с Tatler Kazakhstan он рассказывает о том, как работал над этой ролью, говорит о психологии Оно, истории Боба Грея – его человеческой сущности, а также о том, есть ли в Пеннивайзе что-то кроме кошмара и ужаса.

Вы не раз говорили о том, насколько эмоционально сложно играть Пеннивайза. Каково было вернуться к такой тяжелой роли сначала в «Оно-2» (2019), а теперь – спустя еще несколько лет – в сериале «Оно: Добро пожаловать в Дерри»?

Во время работы над «Оно-2» у меня уже был такой опыт: я переживал, что мне будет сложно уловить персонажа – но тогда воссоединение было мгновенным. То же самое произошло и при работе над сериалом. Я очень хорошо знаю персонажа Пеннивайза, так что все вернулось само собой. Он такой, какой есть! Когда я вхожу в роль Пеннивайза, я чувствую свободу – могу импровизировать и делать то, что соответствует этому образу. В эту роль легко входить и выходить. Это редкость. Я еще никогда не работал над персонажем, к которому можно было бы возвращаться так много раз. Господи, сколько прошло времени… девять лет с момента первого фильма?

Amediateka
IMAGE Amediateka

Что вы испытываете, давая себе волю в роли Пеннивайза – смесь трепета и ужаса или азарт и удовольствие?

Сложный вопрос. Когда я присоединился в проекту сериала, опасений и тревог по поводу моего персонажа не было. Глубокое погружение в психологию Пеннивайза связано с моментом самой первой работы над персонажем – это было давно сделано. Сейчас я скорее вернулся к уже проделанной работе. Мне было очень приятно снова увидеть Энди и Барбару Мускетти. Я просто пришел... повалять дурака. (Смеется.)

В первых эпизодах Оно появляется в разных формах, возвращение к образу Пеннивайза приберегли до 5-й серии – «Улица Нейболта, 29». Там пропавший мальчик Мэтти (Майлз Экхардт) превращается в клоуна, приведя друзей в логово чудовища. Это была ваша первая сцена в сериале, или вы снимали другие эпизоды до?

Нет, это действительно была моя первая сцена в рамках съемок этого сериала, а если говорить еще конкретнее – момент с вращением вокруг шеста – почти пол-дэнс. (Смеется.) Это первое появление Пеннивайза в сериале – и первая вещь, которую мы сняли. Как только камера начала снимать, меня это захватило.

Многие из тех, с кем вы работали над фильмами,  встретились вам на съемочной площадке сериала?

Да, это во многом те же ребята – например, Шон Сэнсом и Шейн Зандер, которые занимаются пластическим гримом в Торонто (там проходили основные съемки фильмов «Оно» (2017) и «Оно-2» (2019). – Тatler). Много знакомых в съемочной группе. Было очень приятно увидеть всех – и после успеха первых двух фильмов, и после всего того, что произошло в жизни каждого из нас. Ведь прошло уже немало лет, наверное, шесть или семь, с тех пор, как мы завершили съемки второго фильма. У меня не было ощущения «О боже, я снова Пеннивайз». Скорее все вокруг временами казалось сюрреалистичным. Думаешь: время вообще прошло? Или я все еще застрял в этой канализации?

Amediateka
IMAGE Amediateka

Андрес Мускетти снял эпизоды, в которых сосредоточены основные сцены с Пеннивайзом, но работал ли ты с другими режиссерами сериала, которые создавали остальные серии?

В эпизодах, которые он не режиссировал, он все равно приходил и работал именно со мной. И это было хорошо. Я не уверен, насколько комфортно мне было бы делать это с кем-то другим. Пеннивайз – это как будто наш с Энди ребенок, и я не уверен, хочу ли делить его с кем-то еще.

Андрес Мускетти говорил, что вы обсуждали продолжение истории еще во время работы над «Оно-2», и что тебя очень интересовала фигура Боба Грея – человеческой сущности, которую Пеннивайз иногда присваивает в романе Стивена Кинга.

Я помню, у нас было много разговоров во время работы над вторым фильмом: мол, если делать третью часть, какой она должна быть? И многое из того, о чем мы говорили, не совсем то, чем стал сериал, но отголоски остались. У меня была идея третьего фильма, который по тону отличался бы от двух полнометражек. Это был бы приквел – история происхождения человека, который прячется за маской. Про того, кого Пеннивайз забирает, съедает и принимает его облик – Боба Грея. Мы немного заигрывали с этой темой во втором фильме. В сериале мы, по сути, получили возможность сделать совсем другого Боба.

В 6-й серии, «Папина дочка», миссис Керш сталкивается с сущностью Оно, используя девочку из психиатрической клиники Джунипер Хилл как приманку. Она узнает в клоуне своего пропавшего отца, но мы пока не знаем, кем был Боб Грей на самом деле. Расскажите, каково было играть Пеннивайза в этой сцене. Как будто в этот момент он теряется, потому что девочка не пугается сразу.

Сцена во флешбэке была очень интересной, потому что это произошло прямо в моменте. Он осознает, кто она такая, и что она может быть ему полезна – это такое: «Хм?.. А-а-а!». И потом он начинает смеяться. Важно, что он не пытается быть с ней милым. Это просто расчетливое существо, которое думает: «О, теперь я знаю, кто она. И она может мне пригодиться». Вот этот маленький момент, о котором ты говоришь.

В 7-й серии, «Черная точка», мы наконец видим настоящего Боба Грея – в 1908 году он работает артистом в бродячем цирке, который приезжает в Дерри. Насколько свободен ты был в его интерпретации? Очевидно, у него будет твое лицо, потому что Оно копирует человека, но прическа, голос, физический облик – все сильно отличается.

Я не думаю, что он сильно похож на меня! В фильмах есть фотография Боба Грея, поэтому мы сделали муляж – огромную лысую голову и накладные брови. В сериале мы сохранили этот же образ для флешбэков. Во втором фильме есть сцена, где Пеннивайз как бы наносит макияж кровью, будучи Бобом Греем. Мы его мельком видели, но настоящего человека – никогда. Всегда либо фото, либо Оно, принимающее его облик, чтобы кого-то напугать.

Amediateka
IMAGE Amediateka

«Оно: Добро пожаловать в Дерри» показывает, что Боб Грей не был злым. Он – скорее жалкий человек. У него есть маленькая дочь, будущая миссис Керш, и есть по-настоящему теплые сцены между ними, когда он помогает ей готовить костюм клоуна Перивинкл – роль, которую раньше играла ее покойная мать.

В сценарии это было написано как: «О, он такой милый отец». Он – невинный, добрый человек, потерявший жену. Он, безусловно, любит свою дочь, но мне не хотелось делать из него упрощенную, плоскую фигуру. Он алкоголик, и, думаю, глубоко несчастный. Когда-то он работал в известном цирке, под огромным шатром, а теперь скатился до дешевого бродячего балагана. Он недоволен своей жизнью. У него есть дочь, но он потерял жену и слишком много пьет. В нем есть что-то ироничное, саркастичное и горькое – даже несмотря на то, что у нас было всего несколько сцен. Это совсем другой персонаж. Это не Пеннивайз.

Во флешбэке 1908 года мы даже видим номер, который привлекает внимание  Оно наблюдает из сарая в образе жуткого мальчика.

Играть Боба Грея, который играет Пеннивайза, было очень интересно. Я думал: «Как сыграть человеческую версию клоуна?» Не демоническую сущность, а то, что она имитирует.

Когда открывается дверь сцены и появляется это новое лицо с узнаваемым гримом, но видно линию лысого парика – это почти как версия Пеннивайза из магазина Spirit Halloween.

Начало XX века, что-то вроде водевиля. Мне было очень весело. Сначала мне казалось, что я не до конца понял Боба Грея. А потом я осознал: я играю Боба Грея, но он в этот момент играет Пеннивайза – свое сценическое амплуа. Так что здесь много слоев. А чем больше слоев в игре, тем дальше ты уходишь от самого себя.

На самом деле он довольно смешной клоун. В его номере почти нет зловещего – это настоящее детское шоу.

Все было поставлено и выстроено как полноценный цирковой номер. В этом есть что-то трогательное. Я думаю, Боб Грей – художник, который превращает свою жизнь в развлечение. В этом номере есть грусть из-за потери жены, но детям нравится – а это главное. Сущность Оно видит, что детей тянет к этому клоуну, и он понимает, что это можно использовать.

В конце номера Боб Грей поворачивается и улыбается публике – обычной улыбкой. Но рядом с ним деревянная зверушка тоже поворачивается… и у нее появляются два огромных зуба, как у версии Пеннивайза.

Это сделано намеренно! У сурка желтые глаза и торчащие зубы не случайно. Сущность Оно объединяет в себе и зверька, и человека. Все верно.

Расскажи о голосе Боба Грея – он очень характерный, с музыкальными подъемами и спадами, напоминает комика Уильяма Клода Филдса.

В самой эпохе (начала XX века) было что-то такое, что позволило «пойти дальше». Когда у меня появилось представление о его внешнем облике, я понял, что его лицо нужно наполнить голосом – и вот что из этого вышло. Это моя попытка сделать «старомодную» манеру речи. Кто знает, какое у него прошлое, но он из ушедшей эпохи, сухой, язвительный и много курит. Все это само вылилось в его голос.

Amediateka
IMAGE Amediateka

Ночью Оно приходит к нему в образе жуткого мальчика и пытается заманить его в лес. Боб Грей курит и пьет, и в своей раздраженной манере говорит: «Ты не видишь, что я занят?» – отличная отповедь.

Мне было очень весело играть Боба Грея, особенно в сцене с мальчиком. По сценарию он должен был переживать за ребенка и идти за ним в лес: «О, я помогу тебе…» Но я подумал: «Нет, ни за что!» Этот человек совсем не любит детей. У него перерыв, он пьет виски, курит, и в начале 1900-х взрослые вряд ли были особо добры к странным бездомным детям. Из всех сцен сериала именно эта больше всего меня смешила с точки зрения исполнения. Боб Грей показался мне довольно забавным.

После поджога «Черного пятна» Оно снова встречается с миссис Керш – спустя десятилетия после больницы. Она в костюме Перивинкл и все еще считает его своим отцом. Но на этот раз Оно не подыгрывает ей.

В этот момент Пеннивайз чувствует, что она уже была ему полезна, и теперь ему все равно. Он становится очень жестоким, раскрывая правду о том, что...(смеется) он съел ее отца. Это было очень весело.

В конце 7-й серии Пеннивайз снова засыпает на 27 лет, но его пробуждают раньше, когда метафизические врата, удерживающие его в Дерри, открываются. Он поднимается из своего логова, и губы и подбородок у него багрово-красные от крови, которую он выпил. Был ли смысл в таком новом облике?

Энди (Андрес Мускетти) хотел создать визуальный образ Пеннивайза, который отличался бы от фильмов. В этом и была задумка. Есть и другие небольшие отличия: он выглядит более соответствующим духу времени, у него другой парик. Костюм по сути тот же, но когда его насильно будят, он появляется полностью в крови. Так что если вы решите нарядиться на Хэллоуин в Пеннивайза из сериала – вы должны быть красными от крови вот отсюда (показывает на верхнюю губу) и вниз. И тогда все скажут: «Ага, понятно – это Пеннивайз из «Добро пожаловать в Дерри», а не из первого и второго фильмов «Оно».

Amediateka
IMAGE Amediateka

Некоторые забывают, что Оно на самом деле не клоун, а бесформенная, меняющая облик сущность. Почему, как тебе кажется, Оно так любит образ Пеннивайза?

В книге Стивен Кинг пишет, что Пеннивайз был его любимой формой. Это не истинная форма. Я не уверен, что и паук – его истинный облик. Но Пеннивайз – это то, что ему по-настоящему нравится. Это самый злобный вид хулигана. Вот что доставляет ему удовольствие. Я всегда хотел, чтобы в нем было что-то животное – существо, которому нужно питаться. Но при этом он еще и извращенный шутник. В сериале это тоже видно. И это очень интересно играть.

Персонаж Оно бесконечен, вечен и, по сути, одинок. Это не человек, у него нет психологии, которую мы могли бы понять. Может ли его желание сеять хаос быть связано с тем, что Оно просто… скучает и хочет развлечься?

Да, это тоже правда. Я думаю, Оно очень инфантильно. В книге есть глава, написанная от первого лица. В ней Оно звучит как злой ребенок, который хочет есть и спать. Сердце и суть книги, фильмов и сериала – это дети. Это история о взрослении. И Пеннивайз здесь с ними на одной волне. Он использует детей, потому что у них богатое воображение и их легко напугать, но сам он тоже своего рода ребенок. Просто самый ужасный хулиган, которого только можно представить. Это то, что я постоянно использую в игре: он смеется. Он смеется над тобой. Он больной ублюдок.