Казахстанская художница Динара Кадирова рассказала о наивности в своих работах, личных пороках и признании
Если бы нужно было описать твои работы незрячему человеку, что бы ты о них сказала?
Я бы не стала делать это словами, а включила бы музыку. Музыка – моя правая рука в создании работ и важная часть самих картин. Например, Рюити Сакамото или Дзё Хисаиси.
Какой своей работой ты гордишься больше всего?
Гордость – слишком пафосное слово для меня, я тот еще перфекционист и самый большой свой критик. Но есть работы, к которым я возвращаюсь и не понимаю, как я это сделала. Это портреты моих сыновей: то, какими я их вижу внутри, точно отражено на холсте.
Если бы ты могла владеть любым произведением искусства в мире, что бы выбрала?
Наверное, оригинал японской гравюры укиё-э. Не могу выделить какую-то одну – но, глядя на мир глазами этих гравюр, ощущаю внутреннее узнавание.
На чье творчество стоит обратить внимание?
На тех, чьи работы вызывают внутренний отклик, – только так. Мне близка культура, в которой зритель не опирается на чужие мнения, даже авторитетные, а учится слышать себя.
Каков твой самый большой порок?
Порок? Наверное, то, что я интроверт – мне часто интереснее в своем мире, чем среди людей. Сделать выставку для меня – это как пригласить гостей в свою вселенную на несколько недель.
Лучшая тема для начала разговора.
Начните с чего-нибудь честного. Например – «Я не люблю small talk».
Что для тебя высшая форма признания?
Когда я вижу, что работа задела человека, вызвала эмоции, что в нем появилось то самое чувство узнавания.
Первая эмоция, когда поступило предложение оформить витрины Hermès?
Радость за выпавший шанс и предвкушение нового опыта.
Расскажи о себе Tatler что-то такое, что нас удивит.
Я художница, и я: не хожу на открытия выставок, предпочитая идти, когда меньше всего людей, а чаще и вовсе пропускаю; у меня нет автопортрета; забываю ставить подпись на свои работы; что бы ни говорили, верю, что живопись – самый вечный и сильный жанр.
Чем ты сейчас одержима?
Идти к себе, искать себя – как снимать лишние обертки. Это мгновенно отражается в сюжетах, стиле и темах работ.
Ты как-то говорила, что твои работы отличает наивность. Что ты вкладываешь в это слово?
Наивность – это когда смотришь на мир открытыми глазами и не боишься быть тронутым. Мне кажется, в этом и есть настоящее искусство – чувствовать по-настоящему.
