Lifestyle|Arts

Диалог цветка и пчелы: как Шанхайская биеннале учит искусству слушать

Автор Tatler Kazakhstan
17.12.2025
Здание бывшей угольной электростанции расположено на берегу
реки Хуанпу | Архив пресс-службы
IMAGE Здание бывшей угольной электростанции расположено на берегу реки Хуанпу | Архив пресс-службы
От «Гипердизайна» к поэзии чувств. Куратор Китти Скотт выбрала для главной азиатской биеннале метафору из науки, чтобы создать выставку о тончайших коммуникациях между зрителем, художником и миром

Вывеска крайне важного азиатского смотра искусств Does the flower hear the bee? («Слышит ли цветок пчелу?») звучит как строчка из «Песен царства Цинь», особенно на фоне конкретизированных тем прошлых выставок: «Гипердизайн», «Техника видимого» или «Космическое кино». Впрочем, куратор события, канадская писательница Китти Скотт (кстати, первая женщина, возглавившая Шанхайскую биеннале за всю ее историю с 1996 года) объясняет выбор названия не столько поэзией, сколько наукой – по ее замечанию, об удивительных способностях пчел к коммуникации и самоорганизации мы знаем давно, но с некоторых пор утверждается, что цветы тоже в состоянии собирать информацию и, заслышав гул пчелиных крыльев, начинают вырабатывать нектар.

Haegue Yang, Burgeoning Polyscopic Vista, 2023 | Архив пресс-службы
IMAGE Haegue Yang, Burgeoning Polyscopic Vista, 2023 | Архив пресс-службы

Соответственно, участники биеннале представят свои версии новых сенсорных коммуникаций в искусстве, которые помогут установить затейливый контакт между зрителями, выставочным пространством и окружающей средой. Что ж, в Шанхае довольно подходящая атмосфера, для того чтобы каждый посетитель мог сравнить себя с цветком, который должен услышать свою пчелу, тем более что зимой там цветут камелии и пуансеттии.