IMAGE Фотограф: Жанова Аружана

Балтабек и Гульнара Мукашевы о развитии общественных пространств, сельского хозяйства и инновационных школах

Балтабек Мукашев и его братья начинали бизнес в 1993 году в золотодобывающей отрасли. Сегодня их деятельность связана с компаниями EMC и HomeMart. Им принадлежат сеть торговых центров Aport и проекты в области мясного животноводства в Австралии и Казахстане с планами на экспорт в страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Последние несколько лет Балтабек, его жена Гульнара и дети активно участвуют в культурно-образовательных прокетах, выходящих за рамки традиционного бизнеса. Так, например, школы «Прометей» и «Физтех», в создании которых они выступают соучредителями, строят свои программы на идеях гуманной педагогики.

Балтабек и Гульнара Мукашевы никогда не давали интервью. Они делятся с Tatler своим подходом, в котором стратегия соединяется с эмпатией.

Какие ценности стоят за вашим бизнесом и социальными инициативами?

Гульнара:

– В молодости глубоко не вникаешь в суть многих вещей, сейчас понимаешь, что жизнь и все, что она дает – дар, за который надо благодарить. Благодарность должна выражаться и в действиях. Для нас важно, чтобы все что мы делаем, делало нас и других счастливее.

Балтабек:

– Когда мы начинали, всё было про деньги. На что-то нужно было жить, обеспечивать семью. Но со временем материальный достаток стал второстепенным. На первом месте – ответственность перед обществом. Каждый человек, особенно тот, кто имеет доступ к ресурсам, должен вносить вклад в улучшение жизни вокруг.
Мы не можем жить в вакууме. Мы – отражение общества. И я знаю, что в Казахстане много бизнесменов, которые разделяют этот взгляд. Они не просто стремятся заработать, но хотят оставить после себя след, изменить страну к лучшему. Это нормально для зрелого человека.

Tatler Asia
IMAGE Фотограф: Жанова Аружана

Вы планируете поменять формат “Апортов”, превратив их в торговые центры, где есть место библиотекам и художественным галереям. Зачем?

Балтабек:

–Запуская «Апорт» в 2009 году, мы вдохновлялись североамериканской моделью моллов. Но в центре Алматы мало места, а в спальных районах живут сотни тысяч людей, и там не было нормальной инфраструктуры для торговли и отдыха. Когда открылся наш первый молл, он стал для многих жителей новым миром. Люди заходили робко, как будто это не для них. Но сейчас они чувствуют себя здесь как дома. 

Сегодня в «Апорт» приходит 2,5 миллиона человек в месяц. Но мы хотим, чтобы центр стал в первую очередь пространством не только для шопинга и развлечения, но и культуры и образования. Мы решили, что все эти четыре сектора будут гармонично сочетаться. Так родился проект «Апорт Life» – библиотеки, мастер-классы, лекции, читальные залы, коворкинги, культурные площадки, кинопоказы, арт-инсталляции. Это станет для людей «третьим местом» – после дома и работы. Наша мечта, чтобы эта концепция получила развитие во всех подобных центрах.

Гульнара:

– Мы вдохновлялись библиотекой Oodi в Хельсинки. Заходишь туда и не хочешь уходить. Мы хотим, чтобы Апорт стал таким местом. В рамках этой трансформации мы сотрудничаем со многими организациями: девелоперами, бизнесом, арендаторами, посольствами, государством, людьми из креативной индустрии.

Tatler Asia
Tatler Asia

Расскажите о своих проектах в сельском хозяйстве. Почему вы сделали ставку именно на этот сектор?

Балтабек:

– У нашей страны огромный потенциал для сельского хозяйства – 180 миллионов гектаров земли. До революции 1917 года в Казахстане насчитывалось 70 миллионов овец, и самый бедный человек имел хотя бы 15 баранов. 

Наша земля не всегда и не везде подходит для крупного рогатого скота. Это не значит, что мы не можем заниматься КРС, но фокус должен быть на том, что подходит для наших условий. Овца – идеальное животное для Казахстана. Это не только мясо, но и шкуры, шерсть, кровь, мясокостная мука, навоз. Все это имеет ценность.

Исторически казахи были кочевниками, животноводами, у нас это в крови. С закрытыми глазами знаем, как резать, обрабатывать мясо, как ухаживать за животными. Нам, как стране, нужны лишь новые технологии и грамотные инвестиции. Не субсидии, а доступные кредиты под разумный процент. С такими условиями фермеры смогут реанимировать сельское хозяйство.

Перед тем, как строить мясокомбинат в Австралии, недалеко от Мельбурна, мы изучили их подход. Один баран приносит 300-400 долларов, если использовать все сырье. Теперь мы хотим перенести этот опыт в Казахстан. Представьте: 40 миллионов баранов дают 2 миллиарда долларов прибыли ежегодно. Это – стабильный источник дохода, «вечный двигатель» для сельского хозяйства, который может каждый год приносить деньги. У них даже есть выражение: «Австралия едет на спине овцы».

Гульнара:

– Такое предприятие, как мясокомбинат, становится центром регионального развития. Вокруг него можно строить школы, дома культуры, медицинские центры и жилье. Это комплексное улучшение качества жизни в деревнях.

Балтабек:

В Новой Зеландии сильная система сельскохозяйственных кооперативов, которые работают по всей цепочке: от обработки земли до поставки продуктов в магазины. Каждый участник заинтересован в общем успехе. Эти кооперативы – основа новозеландской экономики. Если мы наладим такую систему в Казахстане, то сможем создать тысячи рабочих мест, поддержать фермеров и возродить аулы. 

Tatler Asia
Tatler Asia

Чем уникальны ваши образовательные проекты?

Балтабек:

– Без качественного образования нельзя говорить о будущем страны. На данный момент через EPG Group, вместе с Досымом Беспаевым и Алмазом Султангазиным мы развиваем школу «Прометей».

Кроме того, мы подписали контракт с французским агентством по развитию образования, чтобы открыть в Казахстане французскую школу. Планируем открытие через два года. Хочется чтобы у казахстанских детей из разных регионов была возможность получать качественное образование мирового уровня.

Следующая цель – открыть boarding school в Талгаре, поближе к природе. Уроки будут проходить не только в классах, но и на свежем воздухе. Мы хотим создать пространство, где дети смогут учиться, не теряя связи с природой. 

Гульнара:

– Для нас важно, чтобы школы давали детям не только академические знания, но и навыки для жизни. Финансовая грамотность – ключевой аспект. Дети должны учиться распоряжаться деньгами, инвестировать, понимать экономику. И это лишь часть воспитания гармоничного человека, который заботится о своем здоровье, строит отношения и активно участвует в общественной жизни.

Балтабек:

– Мой отец был одним из 11 детей в семье. Когда ему исполнилось 17 лет, он оказался единственным оставшимся в живых – это был сложный период для нашего народа после голодомора и войны.

В то время самым уважаемым человеком в деревне был водитель. Чтобы стать водителем, нужно было окончить автошколу, а для этого нужен был учебник. Однако достать книгу было практически невозможно. После долгих поисков отец нашел-таки порванный учебник у соседа. Сосед согласился обменять учебник на дом моего отца.

Мои дед и бабушка согласились отдать свой дом. Семья переехала в лесную заимку, а отец пошел учиться и его усилия принесли плоды. Он получил машину, начал работать, за год заработал 10 центнеров зерна и смог построить дом.

Эта история всегда напоминает мне о том, что образование – не просто знание, это шанс изменить свою жизнь, жизнь своей семьи и даже целого общества.

Tatler Asia
Tatler Asia

Как найти баланс между бизнесом и социальными проектами? 

Балтабек:

– Главный секрет – это команда. Ты можешь быть полон идей, амбициозных планов, но без соратников ничего не получится. В нашей команде больше тысячи человек. Только в офисе «Апорта» работает 150 человек, а всего в двух моллах занято более 10 тысяч сотрудников.

Создание команды – самое сложное. Нужно найти людей, которые не только профессиональны, но и разделяют твои ценности. Для нас важно, чтобы каждый сотрудник понимал, что мы делаем не просто бизнес, а создаем нечто большее.

Некоторые сотрудники работают с нами уже 30 лет, а теперь к нам приходят устраиваться их дети. Мы стараемся создавать не просто рабочие места, а «экосистему», где люди могут профессионально расти и строить будущее для своих семей.

Tatler Asia
Tatler Asia

Что бы вы посоветовали молодым предпринимателям?

Гульнара:

– Личность измеряется не деньгами, а тем, какую пользу человек приносит обществу. Если ваш бизнес помогает другим, успех станет естественным результатом. Важен масштаб души, а не яхты.

Кроме того, предпринимателям нужно думать о том, как развивать финансовую грамотность – и свою, и будущего поколения. Важно также развивать локальное производство.Казахстанцы могут производить качественную продукцию.

Балтабек:

– Казахстан имеет огромный потенциал. Важно, чтобы молодое поколение это осознавало. Нам нужно развивать производство, защищать свой рынок и ресурсы. То, что можно сделать в Казахстане, должно делаться здесь. Локальное производство – ключ к самодостаточности страны. Мы не должны зависеть от импорта, когда у нас есть все возможности производить качественную продукцию самим.

Молодым предпринимателям я хочу сказать: думайте стратегически. Многие мечтают попасть в список Forbes, но лучше бы был рейтинг тех, кто создает социальные проекты или платит больше налогов на благо своей страны.

Перед тем, как начать бизнес, изучите его досконально. Узнайте мировой опыт, посмотрите, как это делают другие страны, адаптируйте лучшие практики под местные условия. Не гонитесь за быстрым успехом. Это «TikTok-мышление», когда люди хватаются за верхушку проблемы, не углубляясь в суть. Настоящий успех – это глубина, понимание своего дела от начала до конца.

Темы