Балтабек и Гульнара Мукашевы о развитии общественных пространств, сельского хозяйства и инновационных школах
Балтабек Мукашев и его братья начинали бизнес в 1993 году в золотодобывающей отрасли. Сегодня их деятельность связана с компаниями EMC и HomeMart. Им принадлежат сеть торговых центров Aport и проекты в области мясного животноводства в Австралии и Казахстане с планами на экспорт в страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Последние несколько лет Балтабек, его жена Гульнара и дети активно участвуют в культурно-образовательных прокетах, выходящих за рамки традиционного бизнеса. Так, например, школы «Прометей» и «Физтех», в создании которых они выступают соучредителями, строят свои программы на идеях гуманной педагогики.
Балтабек и Гульнара Мукашевы никогда не давали интервью. Они делятся с Tatler своим подходом, в котором стратегия соединяется с эмпатией.
Какие ценности стоят за вашим бизнесом и социальными инициативами?
Гульнара:
– В молодости глубоко не вникаешь в суть многих вещей, сейчас понимаешь, что жизнь и все, что она дает – дар, за который надо благодарить. Благодарность должна выражаться и в действиях. Для нас важно, чтобы все что мы делаем, делало нас и других счастливее.
Балтабек:
– Когда мы начинали, всё было про деньги. На что-то нужно было жить, обеспечивать семью. Но со временем материальный достаток стал второстепенным. На первом месте – ответственность перед обществом. Каждый человек, особенно тот, кто имеет доступ к ресурсам, должен вносить вклад в улучшение жизни вокруг.
Мы не можем жить в вакууме. Мы – отражение общества. И я знаю, что в Казахстане много бизнесменов, которые разделяют этот взгляд. Они не просто стремятся заработать, но хотят оставить после себя след, изменить страну к лучшему. Это нормально для зрелого человека.

Вы планируете поменять формат “Апортов”, превратив их в торговые центры, где есть место библиотекам и художественным галереям. Зачем?
Балтабек:
–Запуская «Апорт» в 2009 году, мы вдохновлялись североамериканской моделью моллов. Но в центре Алматы мало места, а в спальных районах живут сотни тысяч людей, и там не было нормальной инфраструктуры для торговли и отдыха. Когда открылся наш первый молл, он стал для многих жителей новым миром. Люди заходили робко, как будто это не для них. Но сейчас они чувствуют себя здесь как дома.
Сегодня в «Апорт» приходит 2,5 миллиона человек в месяц. Но мы хотим, чтобы центр стал в первую очередь пространством не только для шопинга и развлечения, но и культуры и образования. Мы решили, что все эти четыре сектора будут гармонично сочетаться. Так родился проект «Апорт Life» – библиотеки, мастер-классы, лекции, читальные залы, коворкинги, культурные площадки, кинопоказы, арт-инсталляции. Это станет для людей «третьим местом» – после дома и работы. Наша мечта, чтобы эта концепция получила развитие во всех подобных центрах.
Гульнара:
– Мы вдохновлялись библиотекой Oodi в Хельсинки. Заходишь туда и не хочешь уходить. Мы хотим, чтобы Апорт стал таким местом. В рамках этой трансформации мы сотрудничаем со многими организациями: девелоперами, бизнесом, арендаторами, посольствами, государством, людьми из креативной индустрии.