Большой материал из дебютного номера Tatler Kazakhstan про первый в Казахстане центр современной культуры «Целинный»
Скоро в Алматы откроется Центр современной культуры «Целинный» – самый долгожданный интеллектуальный проект южной столицы. Николай Усков встретился с основателем «Целинного» бизнесменом Кайратом Боранбаевым и двумя директорками («Целинный» первым в Казахстане пропагандирует феминитивы) Джамой Нуркалиевой и дочерью Боранбаева Алимой Кайрат.
Глядя на биографию Кайрата Боранбаева, профессионального спортсмена, трудно представить, что однажды в ней появится строчка «основатель центра современной культуры». Кайрат родился в селе Амангельды Тургайской области в 1966 году. Тогда эти края еще нельзя было назвать депрессивными, но жизнь здесь была скучной и в основном пульсировала вокруг добычи бокситов. Для маленького городка приезд артистов из «большого мира» всегда был событием. Семья Кайрата никогда не пропускала этих редких инъекций культуры в монотонную провинциальную жизнь. В остальном у него было обычное брежневское детство: школа, спортивные секции, в часы досуга – Beatles, Pink Floyd и Queen в исполнении одноклассников под гитару.
Нельзя сказать, что семья Боранбаева была далека от культуры. Младший брат его отца – известный артист театра Ауэзова Ануар Боранбаев. Кайрат жил у Ануара в Алма-Ате в 80-х годах, когда учился в Казахском институте физической культуры. Дядя и пристрастил юного студента к театру, который по сей день является его большой любовью. Встретить Боранбаева в театре или на камерном концерте сегодня едва ли не проще, чем на игре его футбольного клуба «Кайрат».
На вопрос об отношении Кайрата к культуре его дочь Алима отвечает так: «Мне нравится папин подход. Он очень искренний. Он не про то, что сейчас круто, что сейчас важно, он больше про талант. Его прежде всего интересуют неординарные личности. У него свой сформированный вкус, и я сама иногда удивляюсь, как он к этому пришел».
Перебравшись молодым человеком в Алма-Ату, Боранбаев бывал и в кинотеатре «Целинный». Там прошло их первое свидание с будущей женой Шолпан. Они смотрели «Маленькую Веру» – важнейший перестроечный фильм о конфликте отцов и детей, с элементами эротики. Как видим, судьба уже тогда прозрачно намекала на важность этого места для будущей истории семьи.
С Алимой Кайрат мы встретились в ее квартире в респектабельном районе Алматы. Вид на величественные горы и драматические небеса, забранный в панорамные окна, собственно, является доминантой всего интерьера, в целом весьма строгого и лаконичного. Впрочем, в квартире много живописи, значительно больше, чем поверхностей, на которых ее можно было бы развесить. Полотна в основном стоят у стен, прислоненные друг к другу. Алима рассказывает, что они с дочкой периодически меняют экспозицию. У восьмилетней Амели своя логика развески. Впрочем, пробует она себя не только в кураторстве, но и в живописи. Портрет неизвестной (назовем его так) – личико, солнышко, травинки – вдруг соседствует с каким-нибудь модным казахстанским художником.
Помимо произведений дочери больше всего Алима дорожит своим первым приобретением – фотоработой, наверное, самой знаменитой современной художницы Казахстана Алмагуль Менлибаевой «Бабочки Айши Биби»: «Я очень долго копила, чтобы купить ее работу. Для меня это было на тот момент очень дорого». На полотне четыре женские фигуры на фоне древнего мавзолея с тканями, словно крылья бабочек, ярко-синего, желтого, зеленого и красного цветов. «Мне это напомнило иконку Windows, – признается Алима. – И хотя в центре творчества Алмагуль панк-шаманизм, судьбы женщин в патриархальном обществе, мне показалось, что это про сегодняшний день, про технологии, про медиа».
Алима приобрела эту картину в 2012 году и с тех пор целенаправленно пополняет свою коллекцию современных казахстанских художников. «Я очень переживала, что много важных работ казахстанских художников покупают большие музеи мира, но в наших музеях их работ нет, – рассказывает Алима. – Я понимаю, что это наш контекст, наша история. И я решила, что важно взять какие-то основные канонические полотна и оставить их в Казахстане. Это и Молдакул Нарымбетов, и «Кызыл Трактор», и Ербосын Мельдибеков, и Рустам Хальфин, и, конечно, Сауле Сулейменова, и Алмагуль Менлибаева, и совсем молодое поколение – Аружан Жумабек, Нурбол Нурахмет, Меруерт Кунакова, и Роман Захаров». Алима понимает, что искусство было часто единственным каналом для честного диалога о происходящем в стране. Она это называет «другой правдой», которой не было в газетах или на телевидении. Из этой «другой правды» рождался образ совсем «другой страны».
С чего началось ваше увлечение искусством?
Мне очень повезло. Мои родители, когда появилась возможность, стали выезжать за границу. Мне было лет семь или восемь, мы ходили по всем музеям, и, наверное, я уже достаточно рано накопила некоторую насмотренность. После девятого класса я переехала в Англию и окончила сначала ускоренный курс (два года за один) в d’Overbroeck’s в Оксфорде, потом переехала в Лондон и там училась еще два года на A-Level (аттестат о среднем образовании. – Tatler). В Лондоне уже надо было выбирать четыре предмета специализации. А я про себя знала наверняка, что у меня гуманитарный склад ума, точно не математический, точно не экономический, вот я и выбрала историю искусства, географию, философию и психологию. Встреча с современным искусством произошла именно тогда. Я не вылезала из Serpentine, «Тейт Модерн» с его Turbine Hall. Помню, как в 15–16 лет попала на выставку Дорис Сальседо (художница и скульптор колумбийского происхождения. – Tatler) и Ай Вэйвэя (китайский художник и архитектор. – Tatler). Это было дикое впечатление. Я впервые увидела, что есть формат партиципаторного искусства, когда ты можешь взаимодействовать с объектом или находиться внутри него, за счет чего художественная работа как бы активируется. По сравнению с традиционным искусством в наших музеях, где «руками не трогать» и «отойдите подальше», это было откровением.
Как отец отнесся к вашему увлечению?
По окончании первого года нужно было подавать документы в университеты, и папа мне тогда сказал: «Давай выберем London School of Economics. Ты должна туда поступить».
Он в вас наследницу бизнеса видел?
Я старшая в семье. Может быть. Но думаю, папа хорошо знал сферу бизнеса и полагал, что мне тоже нужно двигаться в том же направлении. Я сказала ему: «Нет, я пойду учиться на искусствоведение». Правда, пришлось дать обещание, что я поступлю в самый лучший университет, того же уровня, что Лондонская школа экономики, но в области искусствоведения. И я поступила в Courtauld Institute of Art (в составе Лондонского университета. – Tatler).