IMAGE Из личного архива героя

Поговорили с Анной Сэнд, основательницой WAAW (Women Artists’ Art Week) про репрезентацию женщин в искусстве

Почему столько талантливых художниц остается в тени? Именно этот вопрос стал главной мотивацией для художницы Анны Сэнд. Родилась она в Алматы, в подростковом возрасте переехала в Лондон. Там пробовала себя в корпоративном мире, но творческая душа не находила покоя. Она продолжала творить и даже выставлялась в галереях, пытаясь совмещать творчество с офисной работой. В какой-то момент Анна решила бросить все, что не приносит ей радости. Поступила в Central Saint Martins и организовала WAAW (Women Artists’ Art Week). Этот проект направлен на репрезентацию женщин в мире искусства. Начался как локальная инициатива, но превратился в международное движение, объединившее галереи по всему миру – от Лондона до Майами. Мы поговорили с Анной про искусство, проблему неравенства и амбициозное будущее.

Детство в искусстве

Анна вспоминает: «С детства я была окружена искусством. Мой отец был ювелиром и художником, многие его друзья – скульпторами. Это была творческая атмосфера, где постоянно обменивались идеями».

Анна училась в 105-й школе Алматы, в 13 лет переехала в Лондон и стала участницей программы GSCE. Позже она поступила в AIU (American Intercontinental University London – Tatler), где изучала международный бизнес. После окончания университета работала в PR отделе крупной компании. Работа в офисе, корпоративная культура, строгий дресс-код – все это не про Аню. Ее все равно тянуло к искусству. В 36 лет, будучи матерью пятилетнего ребенка, она все же решилась на магистратуру. Поступила в Central Saint Martins по программе Cultural Enterprise. Так началась новая глава в жизни, полностью посвященная творчеству.

Tatler Asia
IMAGE Детское фото Анны Сэнд | Фото из личного архива героя
Tatler Asia
IMAGE Отец Анны Сэнд Пилипенко Григорий Александрович | Фото из личного архива героя

Создание WAAW (Women Artists’ Art Week)

WAAW был создан в рамках магистерской программы Анны в Central Saint Martins, и его задача – сломать гендерные барьеры в искусстве. 

Цифры громче любых слов. С 2008 по 2019 год на аукционах продали предметов искусства на $196,6 млрд. Из всей суммы, лишь $4 млрд пришлось на женщин-художниц, это 2%. Более того, их работы продаются на 42% дешевле. За каждый фунт, заработанный мужчиной, женщины получают лишь 10 пенсов. В 78% галерей Лондона представлено больше мужчин. На международной арене ситуация не лучше: женщины составляют всего 13,7% современных художников, представленных в галереях Европы и Северной Америки. В книге «История искусства» Э. Х. Гомбриха, обязательной к изучению в художественных вузах, – на 688 страницах упоминается только одна женщина. «Исследования о роли женщин в искусстве повергли меня в шок. Я долго задавалась вопросом – почему нам так сложно пробиться в искусстве? Почему столько талантливых женщин остаются в тени? Я осознала, что это проблема на личная, а системная» – делится Аня.

WAAW – это вызов доминирующим структурам, попытка сменить парадигму. Аня проделала колоссальную работу. Днями напролет она объясняла и убеждала руководителей галерей – почему важно создать для женщин равные условия в мире искусства. Было решено создать неделю искусства художниц, в рамках которой в галереях выставлялись бы только женщины. В июне 2022 года был запущен первый WAAW. Искусство женщин должны видеть не точечно, а везде и одновременно. Аня смогла объединить более 90 галерей по всему миру. Serpentine Galleries, Somerset House, SaatchiYates, Saraband Foundation, Bass Museum of Art и ICA Museum стали партнерами WAAW. Это превратилось в глобальное движение и предоставило женщинам-художницам возможность быть услышанными и увиденными. В 2024 году проект перестал быть просто «неделей» и превратился в месяц (где-то и в два) празднования женского творчества. Не так давно они провели мероприятия в Греции, Колумбии, Бразилии, Гане и Марокко. В прошлом месяце было привлечено 11 галерей в Бразилии.

Tatler Asia
IMAGE Художница Мариам Абузид Суали. Фотографии предоставлены галереей Comptoir des Moines. Марракеш, Марокко.
Tatler Asia
IMAGE Художница Джоди Кэри. Изображения предоставлены галереей Эдель Ассанти. Лондон, Великобритания.
Tatler Asia
IMAGE Художница Линда Лопес. Изображения предоставлены галереей Минди Соломон. Майами, США.
Tatler Asia
IMAGE Художница Ноку Науман. Изображения предоставлены галереей СААТЧ ЙЕЙТС. Лондон, Великобритания.
Tatler Asia
IMAGE Художница Кристабел МкГриви. Изображения предоставлены галереей Тристана Хоара. Лондон, Великобритания.

Советы художницам

Может прозвучать банально, но нужно просто работать и не бросать свое дело. Искусство – это прекрасно, но нельзя забывать о коммерческой стороне. Например, создание арт-продукции, декора и др. «Я встречала много художниц, которые успешно комбинируют свое творчество с предпринимательской деятельностью. Они создают уникальные товары, от ковриков для йоги до предметов вышивки. Не нужно этого стыдиться. Дополнительный заработок позволит расслабиться и сфокусироваться на искусстве». 

Нужно не бояться творить, даже если кажется, что закрыты все двери. Особенно это касается матерей, которые считают, что их уже списали со счетов. «Я видела, как талантливые женщины покидают индустрию, потому что не могут совмещать семью и творчество. Это не только лишает их возможности самореализации, но и отражается на семейной жизни. Дети будут расти с мамой, которая чувствует себя несчастной, нереализованной и потерянной», – делится Анна Сэнд. Она на своем примере показывает, что баланс возможен. Материнство, творчество, работа в WAAW – просто будний день для Ани. «Мое утро начинается с подготовки ребенка в школу, затем – встречи по проектам, домашние дела, поездки с ребенком на спорт. Только ночью я могу найти время разобрать рабочую почту и вернуться к творческим идеям».

Tatler Asia
IMAGE Художница Анна Мария. Изображения предоставлены Ksenoi Projects. Афины, Греция.
Tatler Asia
IMAGE Художница Карен Де Пиччотто. Изображения предоставлены Галереей Дезойто. Сан-Паулу, Бразилия.

Планы на будущее

«Хочу чтобы художницы во всем мире знали, что их талант ценят, а голос слышат. WAAW не про принижение мужчин. Проект создан вдохновлять женщин творить, несмотря ни на что». Но у Анны Сэнд есть и другая, более масштабная мечта. Все участники процесса выставки – кураторы, администраторы, PR-специалисты – получают зарплату. Все, кроме художника. «Почему самый креативный человек – тот, кто создает концепцию, дискурс, смысл выставки – все то, ради чего приходят зрители, остается без стабильного дохода? Почему он вынужден надеяться на возможные продажи и проценты с них? Я хочу изменить эту систему. Создать проект, который позволит художникам, независимо от их гендера, наконец почувствовать финансовую стабильность».

Темы