IMAGE Tatler winter fashions, by Gordon Conway | Alamy

Рассказываем про историю Tatler, старейшего глянцевого журнала

Старейший журнал выходит теперь и в Казахстане. Бренду в этом году исполнилось 315 лет. Он старше многого в этом мире. Российская империя еще не была провозглашена, США отсутствовали даже в проекте. А Tatler уже веселил и кусал лондонскую великосветскую публику. С Tatler начинается история прессы как важнейшего инструмента общественного мнения.

История ироничного журнала о нравах высшего общества началась в 1709 году. Первое издание The Tatler, буквально «сплетник», увидело свет по инициативе Ричарда Стила – англо-ирландского писателя, философа и политика. Стил, будучи одновременно издателем и главным редактором The Tatler, предпочел скрыться под псевдонимом Исаак Бикерстаф, эсквайр. Журнал выходил с легендой, согласно которой в каждой знаменитой кофейне Лондона сидел его тайный корреспондент, «записывающий избранные места из разговоров посетителей». И вот эти-то записки и представляются уважаемой публике. 

Стил писал, что издал The Tatler, «для того чтобы срывать маски ханжества и лицемерия и прививать любовь к простоте в общении, нравах и одежде», но это было, конечно, благое пожелание в воздух. В реальности журнал, выходивший два-три раза в неделю, с изысканным ядом обсуждал, как бы мы сказали сейчас, инсайдерскую информацию, не брезговал фантас­магорическими выдумками и знатно выбивал пыль из политических противников Стила – консерваторов тори. Это были времена королевы Анны, хорошо известные читателю по оскароносному фильму «Фаворитка» и его советскому предшественнику – дорогой костюмной драме «Стакан воды» с Аллой Демидовой в роли герцогини Мальборо. Кстати, с описанных в этих картинах интриг, в которых участвовал и создатель The Tatler, начинается восхождение рода Черчиллей. К нему принадлежали и легендарный премьер-министр, сэр Уинстон Черчилль, и леди Диана, принцесса Уэльская. 

Отметим, что статьи для The Tatler писали самые блестящие перья той эпохи, в том числе знаменитый автор «Гулливера» Джонатан Свифт, правда, предпочитавший тоже выступать под псевдонимом все того же Бикерстафа, эсквайра.

Tatler Asia
Ричард Стил
IMAGE Ричард Стил | GettyImages
Ричард Стил

Пришедшие к власти тори позаботились о закрытии The Tatler, который успел насолить многим из видных деятелей этой партии, так что издание просуществовало всего два года. Впрочем, Ричард Стил не пал духом и выпустил другой журнал – The Spectator («Зритель»), ставший классикой мировой журналистики.

Но даже за два года The Tatler успел наделать много шума и стать известным. В дальнейшем эту известность пытались эксплуатировать самые разные лица: российская императрица Екатерина II переводила статьи из Tatler, чтобы привить российскому дворянству хороший вкус и манеры, на протяжении XVIII–XIX веков выходило еще несколько Tatler от эпигонов разного рода, но ни один из журналов не просуществовал достаточно долго, чтобы оставить по себе память. 

Тем не менее образ веселого и кусачего The Tatler сохранился, и именно в честь него назвали вышедший почти два века спустя новый The Tatler (позднее артикль исчезнет). В 1901 году был издан первый номер c герцогиней Сазерленд на обложке.

Статьи для The Tatler писали самые блестящие перья той эпохи, в том числе автор «Гулливера» Джонатан Свифт.

Надо сказать, что интерес к жизни высшего света тогда был огромный, особенно у англичан. Редкий конторщик отправлялся в свою лавку, не выяснив за утренним кофе, в каком наряде графиня N предстала на последнем благотворительном балу и какую забавную шутку учинил юный герцог М со своим дворецким. Не зря в романах Диккенса стены каморок его героев украшены портретами сиятельных дам из того или иного еженедельника, а нищая кукольная швея ходит к театру Друри-Лейн посмотреть на наряды модных красавиц и потом повторить их, наряжая кукол своих маленьких покупательниц. Высший свет диктовал тогда все: моду, нормы благопристойности, правила поведения. Он был проводником новейших веяний во всех областях: от кухни до даров технического прогресса. 

Поэтому изданий об аристократах существовало множество – и юный Tatler вступил на тропу жестокой конкуренции. Уже по первым номерам видно, что редакция сумела уловить дух времени и приступить к созданию собственного имиджа. Важной частью журнала был рассказ о тех или иных благородных семьях – читатель мог увидеть портреты всей семьи, включая детей, оценить костюмы, дом, парк и меблировку, а также освежить в памяти те важные исторические и политические события, в которых некогда участвовали члены этой семьи. Сообщения о балах и приемах, скачках и новинках сезона перемежались историческими экскурсами и биографиями великих людей. В первом номере рассказывалось о Наполеоне – вечном враге Англии и предмете горячего восхищения многих англичан. Даже у будущего премьер-министра Британии Уинстона Черчилля стоял тогда на рабочем столе бюстик корсиканского полководца.

Именно Tatler одним из первых журналов понял, что знаменитости – это новая аристократия. Герцогини на его страницах потеснились, давая место спортсменам, актерам, певицам, балеринам и просто модным женщинам, чьи сумасбродные выходки шокировали и очаровывали тогда публику. Уже в Tatler первого десятилетия сложился фирменный едкий, с перчиком стиль журнала, не выходящий, однако, никогда за рамки хорошего вкуса. 

Первым редактором и издателем Tatler был Клемент Шортер, бессменно руководивший журналом четверть века. Этот остроумный беллетрист, поклонник творчества женщин-писательниц, таких как Джейн Остен, сестры Бронте и Элизабет Гаскелл, нашел идеальный стиль общения с аудиторией, ставшей по преимуществу тоже женской – тонкая, но меткая ирония «для умных», здравый смысл и хороший тон.

Tatler Asia
IMAGE Интерес к жизни высшего света тогда был огромный, особенно у англичан | GettyImages

Важной вехой в истории Tatler стало редакторство Тины Браун (1977–1982), писательницы и журналистки, которая сумела сделать из журнала флагман моды, стиля и юмора. А заодно превратила его в издание, чьи острые материалы нередко перекрывали по злободневности и хлесткости передовицы политических газет. Она говорила, что наши страницы должны кусаться. Приглашение на мероприятия и вечеринки журнала стало своего рода сертификатом, подтверждающим принадлежность к миру людей, на которых сконцентрировано внимание общества. 

Хотя британский высший свет, о котором главным образом писал Tatler, явление вполне уникальное, Tatler со второй половины 10-х годов XXI века стал неожиданно самым влиятельным глянцевым журналом в России. Зачитывались им и в Казахстане, а звездный главный редактор «Tatler Россия» Ксения Соловьева была в Алматы желанным гостем.

Пределом мечтаний многих стало приглашение на бал дебютанток Tatler. Это был, безусловно, главный смотр нового «московского дворянства», который, собственно, и проходил в историческом здании дворянского собрания Москвы, палладианском палаццо работы Матвея Казакова, превращенном при коммунистах в Дом Союзов. Место, где разворачивались помпезные церемонии советской власти, в частности прощание с Лениным, Сталиным и другими вождями СССР, стало роскошной декорацией для главного светского мероприятия новой России. 

Русский Tatler был манифестом и саморепрезентацией российской знати от министров до содержанок. Иногда некоторые колумнисты Tatler вроде богатой наследницы Марии Байбаковой теряли чувство реальности и, например, поучали читателей, как «дрессировать» прислугу и сохранять с ней дистанцию. Этот текст вызвал в свое время нешуточный общественный скандал, едва не переросший в политический. Но праздник продолжался.

Быть в Tatler означало «быть» вообще. Обширный круг политиков, нуворишей, «старых денег», светских энтузиастов, их жен, мужей, любовниц и альфонсов, рестораторов и фитнес-тренеров, модных фотографов и дизайнеров, коучей и деятелей культуры позволял даже делать весьма острый журнал, превознося одних и унижая или высмеивая других. Попадали сюда и казахские героини «жирных» годов вроде Гоги Ашкенази. Кто-то гордился, кто-то злорадствовал, кто-то смертельно обижался – эти разнонаправленные энергии создавали вокруг журнала мощное магнитное поле. Оно же стало своего рода «железным куполом» – аналогом израильской ПРО: ненависть одних уравновешивалась восторгом и заискиванием других.

Те времена давно прошли, но все еще дают о себе знать незаживающие раны, нанесенные ядовитым журналом светским героиням Москвы. Так, к празднованию 10-летия Tatler в далеком 2018 году модный режиссер Константин Богомолов снял сатирический фильм, в котором основательница компании «Русмода» и совладелица Independent media Оксана Лаврентьева подобрала бездомного кота, привела в свою роскошную квартиру, затем к своему наимоднейшему стилисту и так далее. Это был прозрачный намек на нового мужа г-жи Лаврентьевой писателя Александра Цыпкина, тогда весьма далекого от блестящего общества. Шаткое перемирие было со временем установлено, но, как в том старом анекдоте про утрату серебряных ложечек, осадок остался.

Tatler Asia
IMAGE Март 1977

Вернемся на несколько десятилетий назад, в 70-е годы XX века. Все британское еще было синонимом вкуса. Колониальная империя стремительно рассыпалась, но королева Елизавета II вступила в свой лучший возраст, а обаяние британского величия еще не вполне растрачено. Так что когда в Тихоокеанской Азии появилась потребность в журнале о стиле жизни и героях света, его не мудрствуя лукаво назвали Tatler. Все началось с гонконгской версии журнала, вышедшей в 1977 году. Благо Гонконг был тогда территорией британской короны и подражание культовому журналу метрополии ни у кого не вызвало удивления. Вскоре к Гонконгу присоединились Tatler Сингапур (1982), Малайзия (1991), Таиланд (1991), Индонезия (2000), Филиппины (2001), позднее Китай, Макао и Вьетнам. Сегодня Tatler Asia принадлежит почтенному швейцарскому издательскому дому Edipresse, которым владеет семья Лямуньер, занимающаяся издательским бизнесом в Швейцарии с начала ХХ века.

Tatler Asia – это огромный континент в бушующих волнах азиатского рынка. Азиатские версии Tatler ориентированы на более молодежную аудиторию, чем британская или российская. В фокусе изданий новая азиатская элита и все модные тренды, характерные для миллениалов: устойчивое развитие, diversity & inclusion, экология, филантропия, активизм, предпринимательство.

Общий пафос изданий соответствует глобальному возрождению, самоопределению и самоутверждению Азии: новая Азия строит мир будущего. Любимые слова редакторов Tatler Asia: power, influence, young ambitious, changemakers.

Tatler Asia
Jackson Wang, Mobolaji Dawodu, Tatler Asia
IMAGE Jackson Wang, Mobolaji Dawodu, Tatler Asia
Tatler Asia
Takeshi Murakami, Tatler Asia
IMAGE Takeshi Murakami, Tatler Asia
Jackson Wang, Mobolaji Dawodu, Tatler Asia
Takeshi Murakami, Tatler Asia

В отличие от английского (а позднее и российского) журнала азиатский Tatler также меньше любит скандалы и шокирующие откровения. Нежелание слишком глубоко заглядывать в чужую частную жизнь – одна из норм азиатской культуры, считающей неуместное любопытство тяжелым пороком. Тем не менее слухи и сплетни, которые когда-то были основой первоначального The Tatler, существуют и здесь, пусть и в слегка приглаженном виде. Все-таки вслед за Оскаром Уальдом мы можем констатировать, что не сплетничают только те, кто не испытывает любви к ближнему.

В 2024 году казахстанский предприниматель Тимур Турлов приобрел у Tatler Asia права на издание журнала в тюркском мире. Первым выходит казахстанское издание, дебютный номер которого уже на полках. В 2025 году Tatler Asia также появится в Турции, Азербайджане и Узбекистане.

Темы