Что значит роскошь в эпоху перемен? Глобальный стратег Параг Ханна о новых ценностях, городах будущего и осознанной жизни.
Доктор Параг Ханна – глобальный стратег, автор бестселлеров и космополит. Его работы, включая The Future is Asian, MOVE и How to Run the World, исследуют изменения в геополитике, экономике и технологиях и переведены на более чем 20 языков. Ханна был назван одним из «75 самых влиятельных людей XXI века» по версии Esquire и вошел в WIRED Smart List.
Его карьера охватывает широкий спектр – от работы в Национальном университете Сингапура до консультирования таких организаций, как Всемирный экономический форум. Ханна побывал почти в 150 странах, путешествуя от Балтийского моря до Каспия и от Лондона до Улан-Батора.
С Tatler Параг Ханна знаком не понаслышке. В 2019 году он вместе с женой украсил обложку Tatler Singapore. Их связь с журналом продолжилась и на конференции Tatler в Гонконге, где их дочь выступила в качестве спикера, подтверждая, что стремление к знаниям и обмену идеями – семейная черта.
В интервью для Tatler Kazakhstan доктор Ханна поделился своим взглядом на роскошь и будущее городов. Его идеи, сформированные десятилетиями исследований и путешествий, становятся ориентиром для лидеров государств и корпораций по всему миру.
О новом взгляде на роскошь
Доктор Ханна, наша команда исследует, что сегодня значит понятие роскоши. Как бы вы определили роскошь в современном мире?
Думаю, у этого термина есть два аспекта – нематериальный и материальный. Нематериальный – это «хорошая жизнь». Когда вам ничего не нужно сверх того, что у вас уже есть, когда вы можете распоряжаться своим временем так, как хотите. Это и есть богатство. А обладая богатством, вы можете наслаждаться роскошью, верно? Если же вы постоянно заняты, работаете на других ради дохода, то получать удовольствие от жизни гораздо сложнее. Иначе говоря, владение своим временем и есть величайшая роскошь.
Материальная же сторона связана с эстетикой и личными предпочтениями. Все зависит от того, что вам нравится и что вы хотите. Например, в Сингапуре обладать автомобилем – это роскошь, потому что на него накладывается налог в 200% от стоимости. Я езжу не на Ferrari и не на Lamborghini (хотя многие мужчины в Сингапуре мечтают об этих марках). Моя машина – Jeep Wrangler. Это простая и недорогая машина по американским стандартам, но для меня она олицетворяет роскошь. У нее мягкая крыша, я могу ее опустить, открыть окна и наслаждаться поездкой по тропическому городу.
У каждого свое определение. Если роскошь сочетается с простотой, для меня это идеал. Провести выходные на чистом пляже лучше, чем в пятизвездочном спа, где вас окружают вниманием каждую минуту. Простота, свобода и чистота – вот что я связываю с понятием роскоши.
А если говорить о глобальном обществе, как изменилось понятие роскоши за последние 5-10 лет? Считаете ли вы, что это мировая тенденция – ценить более простые вещи?
Даже сам термин, который вы используете, – новое явление. Это хорошо: мы развиваемся, и теперь можно говорить о глобальном обществе, и обсуждать общие вопросы идентичности, экологии и отношение к люксу. Безусловно, есть часть людей, которые стремятся к меньшей материальности. Для них роскошь – это не владение вещами, а доступ к ним. Например, принадлежность к клубу или сообществу, где можно взаимодействовать с нужными людьми – это статусно. Такой статус можно иметь даже без большого богатства. Это не всегда укладывается в традиционное определение роскоши, но точно становится чем-то желанным. Этот подход – глобальная тенденция, но не единственная. Все еще есть много молодых людей, которые хотят владеть предметами: домами, машинами, часами, искусством.
Каким вы видите будущее роскоши?
Это интересный вопрос. Я думаю, что одновременно растут запросы на локальное и глобальное. Люди хотят чувствовать комфорт в своем городе, но также иметь возможность быстро уехать куда-то и ощущать то же чувство принадлежности. Принадлежность – важное слово в контексте сообщества, где можно делить уникальный опыт с близкими по духу людьми. Примером здесь может быть еда. Индустрия ресторанов процветает именно потому, что люди получают удовольствие от совместного опыта. Еще одна растущая тенденция – клубы по интересам, клубы для впечатлений. Это касается путешествий, спортивных автомобилей, недвижимости. Все больше популярен формат частичного владения. Вы пользуетесь предметом, когда хотите, без необходимости заниматься содержанием.
Как, по вашему мнению, будет выглядеть день из жизни будущего потребителя роскоши?
Мир быстро урбанизируется: все живут в городах, это высоко подключенная среда. День из жизни будет, безусловно, связан с большим потоком информации, но она должна быть ненавязчивой. Роскошь может проявляться в устройствах, которые позволят вам общаться без необходимости сидеть за столом и печатать. Освобождение от рутинной работы станет настоящей роскошью.
Люди смогут сосредоточиться на осознанности, медитации и общении с близкими. Роскошь должна быть встроена в такой стиль жизни, к которому мы стремимся, – где не нужно проводить 12 часов в офисе, ведь это – антоним роскоши. Надеюсь, в будущем мы перевернем эту систему.
Говоря об осознанности, какими инструментами вы пользуетесь?
Для меня важно отсутствие инструментов. Я не пользуюсь приложениями, не слушаю аудио и не читаю чьи-то советы. Осознанность для меня – это ранний подъем, прогулка на свежем воздухе, тишина, иногда ледяная ванна. Эти привычки помогают мне начать день правильно.
Как часто вы можете следовать этим ритуалам в вашем насыщенном графике?
Каждый день.
Вы выходили на улицу в Астане этим утром?
Конечно, мне пришлось – мой рейс прибыл в два часа ночи, и была метель. Но я уже бывал в Астане зимой, так что был готов.