Редакционный директор Tatler Kazakhstan Николай Усков поговорил с Нурланом Смагуловым об искусстве и открытии Almaty Museum of Arts
В мае 2025 года в Алматы откроется долгожданный Almaty Museum of Arts, который обещает превратить южную столицу в одну из метрополий мировой современной культуры. Николай Усков встретился с основателем музея, известным предпринимателем Нурланом Смагуловым.
Жизнь состоит из череды случайностей, значение которых как-то не сразу понимаешь. В Париже 27 ноября 2021 года стояла пасмурная и промозглая погода. В тот день в аэропорту Ле Бурже приземлился самолет, на котором прилетел Нурлан Смагулов, один из самых влиятельных бизнесменов Казахстана, владелец Astana Motors, крупнейшего автомобильного дилера страны, сети ТРЦ MEGA и многого другого. Нурлан был в своей любимой шляпе Borsalino, при неизменной бабочке Tom Ford – словом, не вполне вписывался в стереотипный образ бизнесмена из степей Евразии. Скорее он напоминал успешного антиквара или модного режиссера.
Смагулова и его жену Мадину встречала Меруерт Калиева, дочь давнего друга Нурлана, с которым они когда-то любили вместе ходить в горы. Меруерт, или Мики, как ее называют близкие, в свои 12 лет тоже участвовала в одной из таких экспедиций на Килиманджаро. Теперь это была яркая, уверенная в себе женщина. В строгом соответствии с европейскими представлениями о загадочной восточной красоте в ней сочеталась фарфоровая хрупкость черт с внутренним достоинством и силой. К тому времени Калиева уже окончила University College of London по специальности «искусствоведение», работала в Christie's, а в 2015 году открыла в Алматы галерею Aspan.

Собственно, Мики и вызвонила супругов Смагуловых в Париж. За несколько дней до этого она с мужем побывала в Louis Vuitton Fondation, наимоднейшем культурном центре Парижа, что находится в Булонском лесу. Туда приехала выставка коллекции Морозова, знаменитого дореволюционного предпринимателя и мецената, который на рубеже XIX–XX веков создал внушительное собрание самого радикального искусства, тогда еще почти не признанного. Калиева помнила, что еще со студенческих лет Смагулов обожал собрание Морозова (как и другого легендарного мецената Щукина), знал всех художников и сюжеты их картин, а после выхода фильма Леонида Парфенова «Глаз Божий» всерьез увлекся биографией знаменитых коллекционеров.
Впрочем, главное событие этой истории случилось вовсе не в феерическом архитектурном монстре в Булонском лесу, а в невзрачных окрестностях Ле Бурже. Дело в том, что самый успешный и предприимчивый арт-дилер мира Ларри Гагосян прозорливо развернул по соседству с парижским аэропортом частной авиации одну из своих галерей – такой «дьюти-фри» для супербогатых (далеко, конечно, не фри). И Калиева, только что там побывавшая, убедила Смагуловых отправиться для начала именно туда.