Предприниматель Марат Омаров рассказывает о визионерском проекте The ARK World, построенном «людьми для людей».
Пандемия заставила многих из нас задуматься о том, как важны устойчивость, связь с природой и чувство принадлежности к чему-то большему. The ARK, регенеративная деревня в Коста-Рике, созданная Маратом Омаровым, – продукт таких размышлений.
На территории площадью в 80 гектаров люди получают возможность жить в гармонии с окружающей средой, не жертвуя комфортом. Вместо супермаркетов здесь органические фермы, вместо энергетических компаний – солнечные панели, вместо городской суеты – дружеские собрания соседей. Здесь нет инвесторов, нет девелоперов и клиентов. Покупая землю, жители становятся не просто владельцами, а активными участниками сообщества, разделяя его миссию и ценности.
Я знаю Марата давно: раньше он был организатором крупных событий в Казахстане, включая первый в Казахстане Благотворительный Венский Бал, позднее переименованный в The Opera Ball. Поэтому, наткнувшись на The ARK в Instagram – не поверила своим глазам. Это было что-то для него совершенно новое, проект, который казался на первый взгляд утопией: красивая идея, гармония с природой, регенеративные технологии. Я подумала – «Слишком хорошо, чтобы быть правдой». Любопытство взяло верх и я решила связаться с Маратом.

Марат, расскажи о своем проекте. Насколько я понимаю, это не просто поп-ап-деревня, а сообщество, построенное с нуля.
Это поселение, которое мы создаем с нуля, без инвесторов. Я начал работать над проектом во время пандемии. Тогда я жил в Мексике, куда переехал из Казахстана в конце 2017 года. Мексика очень повлияла на меня: через духовные практики я стал иначе смотреть на жизнь. В 2021 году я нашел землю для проекта и понял, что пришло время создавать новый образ жизни, основанный на устойчивых принципах. The ARK – не просто деревня, это сообщество единомышленников. У нас нет типичного разделения на девелопера и клиентов. Люди, которые покупают здесь землю, автоматически становятся частью команды. Это концепция community built by and for people – сообщество, созданное людьми и для людей.
Мы отказались от традиционных капиталистических подходов. Большинство классических девелоперских проектов ставят интересы инвесторов выше всего, но наша модель другая. Мы строим регенеративный бизнес, который равноправно учитывает интересы всех участников – от жителей до природы.
Как это реализовано на практике?
Например, 70% компании я отдал резидентам, команде и коста-риканской семье, у которой мы приобрели землю. Мы верим, что будущее за новыми моделями, а капитализм себя исчерпал, особенно в западных странах. Люди ищут альтернативу, и наша деревня ее предлагает. Сейчас у нас 38 взрослых резидентов, 13 детей и около 20 членов команды. Это люди из 19 стран, которые оставили свою прежнюю жизнь, чтобы строить новый мир.