IMAGE Нео Сора (Фото предоставлено Айко Масубучи)

Нео Сора вырвался из тени славы своего отца Рюити Сакамото и стал режиссером. Он рассказал Tatler о своем дебютном фильме и назвал «разнообразие» в Голливуде поверхностным

Детям знаменитых родителей порой нелегко добиться успеха. Из-за завышенных ожиданий они испытывают на себе большое давление. Японский режиссер и сценарист Нео Сора нашел свое призвание в кинематографе, не оглядываясь на богатое творческое наследие отца. Рюити Сакамото – знаковая фигурой, оказавшая влияние на развитие всей азиатской музыки. Один из самых титулованных композиторов Японии становился лауреатом премий «Оскар», «Грэмми» и BAFTA, двукратным лауреатом премии «Золотой глобус».

Дебютный фильм Нео Соры Happyend (2024) принес ему номинацию «Лучший новый режиссер» премии Asian Film Awards. Картина получила «Специальный приз обозревателей азиатского кино» на тайваньском Golden Horse и была показана на Венецианском кинофестивале. Happyend – это история о подростках из Токио будущего. Герои полны надежд, несмотря на то, что сталкиваются с жесткими мерами в школе и переживают боль после землетрясения. 

В преддверии показа фильма Happyend в Гонконге Нео Сора дал интервью журналу Tatler.

Как появилась идея фильма Happyend? 

В основу картины легли мои впечатления от трех землетрясений. Первое произошло в Фукусиме 11 марта 2011 года. В то время я учился в университете в США. Это событие сформировало мои политические взгляды. Я понял, что капитал и правительство действовали в угоду своих интересов. И демократия оказалась вовсе не такой, как я ее себе представлял. Тогда и появилось желание участвовать в антиядерных движениях. 

Вторым было Великое землетрясение в Канто в 1923 году. Известно, что из-за пожаров в тот период погибло много людей. Однако мало кто вспомнит о массовой гибели корейцев во время бедствия, ведь эту тему не поднимали. СМИ, полиция и правительство распространили слухи, что корейцы отравляют воду в колодцах и поджигают дома. Японцы объединились и стали убивать их. В итоге погибло более 6000 корейцев, а также некоторые японцы, которые не говорили на японском диалекте. Я узнал об этом в 2014 году, когда в нашей стране наблюдался всплеск демонстраций против корейского народа. Нападениям расистов подвергались и корейские школы. Люди организовывали большие марши, призывавшие к убийству иностранцев. Тогда я понял, что колониальное мышление все еще существует в Японии.

Третье землетрясение – метафорическое, воображаемое. Каждый год нам говорят, что в Токио произойдет еще одно большое землетрясение, но его пока не было. Однако что случится, если мы так и не поймем, что корни расизма и ксенофобии в нашей стране растут из колониального прошлого? Каковы будут последствия? Я объединил эти мысли и свои воспоминания о средней школе в фильме Happyend.

Tatler Asia
IMAGE Кадр из фильма «Счастливый конец» | Фото: Эдко Фильм
Tatler Asia

В своем фильме вы рассуждаете об авторитаризме и социально-политической обстановке. Как вы решились поднять такие острые темы?

В Японии свобода слова все еще существует. Несмотря на то, что фильм получил грант правительства, мы не столкнулись с цензурой. Я думаю, что, в основном, цензура в нашей стране исходит из самоограничения, потому как сами режиссеры опасаются, что какой-то контент может быть противоречивым.

Какие взгляды преобладают в фильме: японские или западные?

Я родился и вырос в США. Мировоззрение главных героев схоже с моим. Думаю, что мое видение может отличаться от точки зрения японца, который никогда не покидал родину. Своим фильмом я хотел поднять вопрос: «Кто такие японцы?». Есть люди, которые не похожи на коренное население внешне, но они растут в нашей стране и их тоже можно назвать японцами. Поэтому понятия «японский» и «иностранный» не совсем разные и их можно использовать по своему усмотрению.

А как у вас пробудился интерес к кинематографу? 

Эта любовь у меня с детства. Когда я учился в средней и старшей школе в Нью-Йорке, мы с друзьями часто ходили в кино после занятий. В университете сначала выбрал лингвистику, но после того, как мой любимый профессор вышел на пенсию, я решил уйти в кино. Всегда любил музыку, изобразительное искусство и фотографию. Кинематограф позволил объединить эти интересы в одну деятельность. 

Tatler Asia
IMAGE Кадр из фильма «Счастливый конец» | Фото: Эдко Фильм
Tatler Asia

Творчество каких режиссеров произвело на вас особое впечатление? 

Я помню, как влюбился в творчество немецкого режиссера Вернера Херцога, особенно в его фильм «Агирре, гнев Божий». Позже открыл для себя тайваньского мастера Эдварда Яна. В университете равнодушно относился к классическим голливудским фильмам. Однако под влиянием Эрнста Любича и Альфреда Хичкока я полюбил и классику.

Повлияли ли родители на вашу карьеру? Вы не так часто упоминаете своего знаменитого отца…

Журналисты преувеличивают влияние моего отца на Happyend и связывают картину с его творчеством. Однако стоит помнить, что композитором фильма является Лиа Оуян Русли. Ей ближе наследие Джо Хисаиси, чем произведения моего отца. Вместе с тем я благодарен родителям, они познакомили меня с кинематографом и музыкой. Их любовь передалась мне по наследству.

Tatler Asia
IMAGE Кадр из фильма «Счастливый конец» | Фото: Эдко Фильм
Tatler Asia

Какие изменения вы хотите увидеть в киноиндустрии? 

США и Европа сейчас открыты для кинематографистов и актеров из Азии. Однако, как мне кажется, так называемое «разнообразие» еще на поверхностном уровне. Голливуд финансирует наши фильмы, потому что понимает привлекательность этого рынка благодаря успеху фильма «Паразиты» и K-pop индустрии. С одной стороны, это хорошо, поскольку зрители в США и Европе начинают узнавать азиатских звезд и быть ближе к нам. Но с другой стороны, жаль, что принятие решений определяется рыночной динамикой. Причина, по которой в фильмах Marvel есть хотя бы один китайский персонаж, заключается в том, что они воспринимают Китай как большой рынок. Я не думаю, что искусство должно зависеть от таких категорий.

Какие у вас планы на будущее?

У меня есть несколько идей. Многие из них связаны с японскими персонажами. Я люблю комедии и хочу продолжать снимать фильмы, которые заставляют людей смеяться.

Темы