Поговорили с художником Лейлой Махат о сакральных кодах в казахских орнаметах и их неправильном использовании
«Қошқар мүйіз», «көк орай», «ботакөз»… Нет, это не заклинания из древнего фолианта, а названия казахских орнаментов – загадочных символов, где за каждым изгибом скрыты целые миры. Художник Ғани Иляев, посвятивший исследованию и коллекционированию казахских узоров более 40 лет, говорил: «Орнамент передает все – печаль и радость, любовь и счастье. В нем можно видеть то, что окружало казаха». Все это угадывается по структуре, цвету и фактуре узора. Сегодня такие завитки и переплетения украшают все – от одежды до архитектуры. Но редко кто задумывается об их истинном значении – о сакральных кодах и уважении к традициям. Недавно в Алматы прошел ETHNO POP-UP STORE, где как раз занимаются популяризацией казахской культуры, этники, традиций, а также освещают деятельность казахстанских мастеров. Мы сходили туда посмотреть, как мастера работают с узором, а также поговорили с Лейлой Махат – художником, куратором и профессором Казахского национального университета искусств, которая посвятила свою карьеру изучению этого древнего искусства.
«Казахские узоры – это не просто декор, а язык символов, – объясняет Лейла. – Каждый орнамент передавал информацию о роде, статусе, мировоззрении и защите. По узорам можно было определить, из какого региона или племени человек, а сложность орнамента могла указывать на высокий статус или возраст. Многие символы также выполняли обереговую функцию, защищая от злых сил. Например, по узорам можно было определить регион или племя, из которого происходил человек: на западе Казахстана преобладали строгие геометрические формы, на юге – яркие орнаменты с цветочными мотивами, а в центре страны чаще встречались символы, связанные с природой и животными.
Каждый узор нес в себе глубокий смысл: космогония говорила о понимании Вселенной через символы солнца, луны, звезд; родовые знаки были символами, которые передавались из поколения в поколение, а обереги – знаками, которые защищали от сглаза и злых духов.
Один из самых мощных символов – «қошқар мүйіз» (рога барана) – олицетворяет силу, защиту и процветание. Ученый, археолог и востоковед Әлкей Марғұлан в книге «Казахское народное прикладное искусство» пишет, что в древних легендах Средней Азии и Казахстана Александра Македонского называли Ескендір Зұлқарнайын, то есть двурогий. Такое имя он получил, потому что баран олицетворял могущество и силу власти: войны древних племен носили головные уборы с двумя бараньими рогами. Лейла подчеркивает, что многие орнаменты выполняли функцию оберега: «түйе табан» (след верблюда) символизировал выносливость, а «ботакөз» (глаз верблюда) защищал от сглаза».



