IMAGE Фотограф: Уалиева Алуа

Поговорили с биодизайнером о том, почему Казахстан — лучшее место для "зеленых" проектов, как экоматериалы меняют архитектуру и зачем нужны ковры с запахом дождя.

Биодизайнер из Алматы Дана Молжигит, вошедшая в список Forbes 30 Under 30, представляет уникальный подход к дизайну, где природа становится центральным элементом. На пересечении биологии, архитектуры и цифровых технологий она создает проекты, которые вдохновляют и задают новые стандарты устойчивого развития.

Интерес к творчеству и науке у Даны сформировался еще в детстве. Она выросла в семье университетских преподавателей, где книги были неотъемлемой частью жизни, а каждое лето проводила в ауле с бабушкой, училась валять войлок, красить шерсть, рисовала. Эти ранние впечатления определили ее интерес к дизайну и стремление работать с натуральными материалами.

После учебы в КазНАИ им. Жургенова и магистратуры в лондонской Школе Бартлетт, где она изучала био-интегрированный дизайн, Дана не только выиграла престижные конкурсы, но и нашла свой путь в биодизайне. Сегодня она разрабатывает композиты на основе мицелия в Университете Сулеймана Демиреля и курирует фестиваль Ancient Futures – платформу, объединяющую исследователей и дизайнеров для обсуждения вопросов устойчивого развития.

Мы решили встретиться с Даной, чтобы узнать, как биодизайн может изменить наше будущее и почему работать с природой, а не против нее, – это не тренд, а необходимость.

Tatler Asia

Влияние семьи и поиск себя

— Когда я была маленькой, мы часто ездили к бабушке в аул, – вспоминает она – однажды мама оставила меня на несколько дней. Утром я проснулась и увидела, что бабушка постирала все мои подгузники. Она не знала, что они одноразовые. Бабушка всегда старалась ничего не выбрасывать, все перерабатывала и находила новое применение вещам. Она шила лоскутные одеяла, а мама много говорила о философии природы, и исследовала влияние тенгрианства и шаманизма на казахско-кыргызские народы. Эти семейные ценности сильно повлияли на меня.

С детства Дана интересовалась творчеством. Она поступила в КазНАИ им. Жургенова, чтобы изучать дизайн, но довольно быстро поняла, что традиционный подход к дизайну не близок ее мировоззрению.

— Дизайн в основном ориентирован на человека: дом – для человека, одежда – для человека, даже природа адаптируется под наши нужды. Человек всегда в центре. Но я чувствовала, что это не мой путь. Я хотела, чтобы дизайн был частью природы, а не противопоставлялся ей. Биодизайн отличается тем, что он ставит природу в центр всего.

Эта идея постепенно сформировалась в ее сознании и стала основой ее подхода. Во время работы в журнале Cosmopolitan Дана случайно наткнулась на статью о биодизайне, которая произвела на нее сильное впечатление.

— Я прочитала о студентке из Лондона, которая сделала коллекцию модной одежды из биопластика. Это меня потрясло. А позже я посмотрела документальный фильм Abstract на Netflix, где рассказывали о Нери Оксман. Ее работы в биодизайне вдохновили меня. Я думала: "Мне до ее уровня не дотянуться", но поняла, что попробовать все равно стоит.

Tatler Asia

Лондон и новое видение

По программе Болашак Дана поступила в Великобританию на степень магистра в биодизайне. Образование и опыт, полученные в Лондоне, существенно изменили ее отношение к дизайну. Однако ее не всегда устраивал западный способ работы с природой.

— В Великобритании они решают экологические проблемы через технологии, но мне это казалось недостаточным. Мне ближе решения, которые работают в гармонии с природой, не нарушая ее законов. На Западе архитектуру Центральной Азии, наследие кочевников и традиционные методы строительства почти не признают. Это усилило мою уверенность в том, что я хочу продвигать наш взгляд на гармоничный дизайн.

Но это понимание сформировалось не сразу. Во время учебы в Жургенова она изучала лучшие примеры европейской архитектуры и дизайна, глубоко размышляла о своей стране.

— В академии мы изучали европейскую архитектуру: она всегда подавалась как эталон. Париж, Вена, Лондон – все это казалось недостижимым идеалом. Я даже немного стеснялась, что родилась не в таком "изысканном" месте. Но когда начала углубляться в биодизайн, я поняла, насколько гениальны наши собственные традиции. Наша архитектура, адаптированная к природе, намного глубже и умнее, чем многие западные решения.

Tatler Asia

Проект Ancient Futures

Вернувшись в Казахстан, Дана запустила проект Ancient Futures вместе с командой единомышленников. Это междисциплинарная платформа, объединяющая дизайнеров, архитекторов, биологов и экологов. Цель проекта – создавать продукты и архитектурные решения, которые не вредят природе и основываются на местных материалах.

— Наш проект держится на талантах команды, — отмечает Дана.

Владислав Слудский – продюсер, он обеспечивает стратегическое управление: от творческой концепции до финансирования и продвижения.

Асель Есжанова, архитектор, работает над серией ковров, которые отражают актуальные климатические, социальные и политические вызовы. В ее работах глубокий смысл соединяется с визуальной эстетикой.

Ханна Свель, биотехнолог и соосновательница проекта, исследует почвенные бактерии для создания устойчивых пигментов. Один из ключевых элементов — бактерия Streptomyces coelicolor, известная своими pH-чувствительными пигментами и природным «последождевым» ароматом.

Ковры, созданные в рамках проекта, соединяют традиции кочевого ремесла — валяние шерсти и нанесение узоров — с научными инновациями. Уникальный метод окрашивания отражает циклы разложения и восстановления природы, символизируя ее стойкость и возрождение.

— Это не просто ковер, это целый мир, который сохраняет естественный запах земли, пробуждая чувства и заставляя задуматься о связи человека и природы, — поясняет Дана.

Другие участники проекта также вносят значительный вклад.

Анель Умирбаева, биолог, популяризирует экологические знания среди школьников.
Алтын Мустафина, эколог, изучает природные ресурсы Центральной Азии и разрабатывает экологичные материалы, такие как композиты из курта (ферментированного сыра), – «камня жизни» кочевой культуры.
Мила Панкратова отвечает за административную и организационную часть проекта.

– Мы создаем не просто декоративные предметы. В казахской культуре ковер всегда был больше, чем украшение: он символизировал семейные ценности и историю. Мы хотим возродить эту традицию и добавить к ней современное экологическое звучание. Каждая нить и узор – это обращение, за которым стоит своя история. Мы уважаем древние традиции и дополняем их новыми идеями об экологии, – заключает Дана.

Tatler Asia
Tatler Asia

Планы на будущее

Проект Ancient Futures готовится к своей первой крупной выставке, которая состоится в апреле 2025 года в Алматы в галерее Egin Art Space. Выставка будет также представлена в Ташкенте, а затем на Неделе Дизайна в Лондоне. 

— Мы хотим вдохновить людей бережно относиться к природе и использовать ее ресурсы разумно. Наша мечта – создать биодизайн-лабораторию, где дизайнеры и ученые смогут работать вместе. Казахстан с его уникальными климатическими условиями – идеальное место для развития таких проектов, – считает Дана.

По словам Даны, особые климатические условия Казахстана требуют поиска экологических и эффективных решений с использованием местных материалов.

– Климат в нашей стране суровый: летом жарко, зимой пробирает до костей. В этом случае используемые сегодня материалы, такие как асфальт и цемент, неэффективны для нас и вредны для природы. Асфальт быстро нагревается под палящим солнцем и дополнительно нагревает городской воздух. Цемент и бетон – материалы, не пропускающие воздух. Летом они перегревают здания, а зимой они не держат пространство в тепле. В Казахстане доступно множество местных материалов: земля, шерсть, дерево. Эти материалы идеально подходят для нашего климата. Они не только экологичны, но и помогают сохранять тепло зимой и прохладу летом. Почва – «дышащий», инсулятивный материал. Нам нужно снова использовать такие материалы.

Проект Ancient Futures фокусируется на поиске этих решений. Участники стремятся создавать безотходную, экологически чистую продукцию, эффективно используя почву, шерсть и другие местные ресурсы. 

– Да, изначально такие процессы могут быть дорогими. Но по мере развития технологий эти подходы станут более доступными и эффективными. Более того, мы стараемся сделать их не только экологически чистыми, но и экономически выгодными, – говорит Дана.

Учиться у природы, уважать ее законы, использовать только то, что действительно необходимо, — это не просто профессиональный подход, а новая парадигма.

В Казахстане особенно важно заново выстраивать гармоничные отношения с окружающей средой. Это не только способ сохранить экологическое равновесие, но и шаг к обеспечению устойчивого будущего для следующих поколений. В условиях местного климата необходимо работать с природными материалами и искать инновационные решения, опираясь на совместную работу и креативное мышление.

Авторы

Фотография  

Уалиева Алуа

Стайлинг  

Чингиз Ескали

Макияж  

Карина Бабеджанова

Прическа  

Екатерина Чистюнина

Наряд  

Diesel @frgroup.kz

Наряд  

Корсет - Blackhorse.kz

Темы