Поговорили с биодизайнером о том, почему Казахстан — лучшее место для "зеленых" проектов, как экоматериалы меняют архитектуру и зачем нужны ковры с запахом дождя.
Биодизайнер из Алматы Дана Молжигит, вошедшая в список Forbes 30 Under 30, представляет уникальный подход к дизайну, где природа становится центральным элементом. На пересечении биологии, архитектуры и цифровых технологий она создает проекты, которые вдохновляют и задают новые стандарты устойчивого развития.
Интерес к творчеству и науке у Даны сформировался еще в детстве. Она выросла в семье университетских преподавателей, где книги были неотъемлемой частью жизни, а каждое лето проводила в ауле с бабушкой, училась валять войлок, красить шерсть, рисовала. Эти ранние впечатления определили ее интерес к дизайну и стремление работать с натуральными материалами.
После учебы в КазНАИ им. Жургенова и магистратуры в лондонской Школе Бартлетт, где она изучала био-интегрированный дизайн, Дана не только выиграла престижные конкурсы, но и нашла свой путь в биодизайне. Сегодня она разрабатывает композиты на основе мицелия в Университете Сулеймана Демиреля и курирует фестиваль Ancient Futures – платформу, объединяющую исследователей и дизайнеров для обсуждения вопросов устойчивого развития.
Мы решили встретиться с Даной, чтобы узнать, как биодизайн может изменить наше будущее и почему работать с природой, а не против нее, – это не тренд, а необходимость.

Влияние семьи и поиск себя
— Когда я была маленькой, мы часто ездили к бабушке в аул, – вспоминает она – однажды мама оставила меня на несколько дней. Утром я проснулась и увидела, что бабушка постирала все мои подгузники. Она не знала, что они одноразовые. Бабушка всегда старалась ничего не выбрасывать, все перерабатывала и находила новое применение вещам. Она шила лоскутные одеяла, а мама много говорила о философии природы, и исследовала влияние тенгрианства и шаманизма на казахско-кыргызские народы. Эти семейные ценности сильно повлияли на меня.
С детства Дана интересовалась творчеством. Она поступила в КазНАИ им. Жургенова, чтобы изучать дизайн, но довольно быстро поняла, что традиционный подход к дизайну не близок ее мировоззрению.
— Дизайн в основном ориентирован на человека: дом – для человека, одежда – для человека, даже природа адаптируется под наши нужды. Человек всегда в центре. Но я чувствовала, что это не мой путь. Я хотела, чтобы дизайн был частью природы, а не противопоставлялся ей. Биодизайн отличается тем, что он ставит природу в центр всего.
Эта идея постепенно сформировалась в ее сознании и стала основой ее подхода. Во время работы в журнале Cosmopolitan Дана случайно наткнулась на статью о биодизайне, которая произвела на нее сильное впечатление.
— Я прочитала о студентке из Лондона, которая сделала коллекцию модной одежды из биопластика. Это меня потрясло. А позже я посмотрела документальный фильм Abstract на Netflix, где рассказывали о Нери Оксман. Ее работы в биодизайне вдохновили меня. Я думала: "Мне до ее уровня не дотянуться", но поняла, что попробовать все равно стоит.