Поговорили с представителями OYU, Sxodim, ZVUK и Vihod об офлайн-мероприятиях
Тренд на офлайн-мероприятия возник после пандемии. Ограниченные четырьмя стенами, люди стали жадно хвататься за живые эмоции. Голод дал толчок всей ивент-индустрии. Мероприятия перестали быть одноформатными и теперь их невозможно представить без зон отдыха, фотобудок, барных стоек, ларьков с едой, ярмарочных стендов. Новые аппетиты требуют от организаторов свежих идей. Поговорили с казахстанскими представителями фестивалей и вечеринок (OYU, Sxodim, ZVUK и Vihod) о выгоде, страсти к делу и развитии индустрии.
Вы заметили тенденцию на офлайн?
OYU Fest
Еркебулан Куришбаев: Люди стали активней и научились ценить время. На это явно повлияла пандемия. Лично мне всегда хотелось делать какие-то офлайновые штуки, но было страшно. Пандемия показала, что надо ценить время и ничего не бояться. В 2021 году решились наконец устроить фестиваль, но пришлось отложить – еще действовали ограничения.
Камилла Ажибаева: Я всегда любила музыку. Когда жила в Америке, старалась ходить на концерты пару раз в месяц. Сразу бежала покупать билеты, если кто-то приезжал. И я говорю не про звезд уровня Бейонсе. Там и билеты дорогие, и места плохие: сидишь в самом конце, артиста не видно, ничего не понимаешь. Ходила на концерты клубного формата и фестивали. Ходила одна, потому что со мной никто не хотел, но все равно было классно. Особенно запомнился фестиваль африканской музыки. Там я поняла суть таких ивентов. Захотелось сделать что-то похожее. Когда переехала в Алматы еще была пандемия. Потом начались бесконечные фестивали. Помню, какое-то время люди называли «фестом» все подряд. Знакомые спрашивали: пойдешь на фест? А я думала: блин, это же не фест! Но слово быстро закрепилось в культуре.
Sxodim Fest
Нұрсұлтан Қыпшақбай: Люди стали тусить по максимуму, появилось так много фестивалей. Это психологическая тема, какая-то базовая потребность, люди просто не хотят больше сидеть дома.
Бакдаулет Бекжанов: Всех потянуло на путешествия, на впечатления, потому что нас этого лишили на время. Раньше все идеи откладывали, мечтали, забывали. А сейчас люди действуют решительнее.
Бакдаулет Исаев: Например, алматинцы уже не могут без фестивалей. Это уже некая традиция, привычка. Правда, помимо Первомайских прудов пока не нашли другой локации.
ZVUK
Назира Касенова: После пандемии был явный подъем в сфере ивентов. Люди стали больше ценить человеческую близость. Мероприятия – это как раз про объединение, обмен эмоциями. Не могу сказать про весь Казахстан, но в Алматы точно был взлет. Появилось много промоутеров, новых вечеринок и фестивалей. Люди хотят проводить время с кем-то. Но за подъемом идет спад, и сейчас наступил этот переходный период.
Мария Эл: После пандемии люди были готовы вытанцовывать свою тревожность. Когда попадаешь в толпу – проще отключиться и кайфовать со всеми.
Н.К.: Еще нас лишили больших сборищ! А когда тебя чего-то лишают – ты хочешь этого еще больше.
Vihod
AKEE: Мероприятия были всегда, даже в 90-е люди любили потусить. Чувство, что все только появилось, возникло из-за пандемии. Вечеринки были и раньше, просто обрели новое дыхание. Vihod как раз появился в это время.
Midclassgypsy: Если говорить про Казахстан, то локально точно есть тренд на офлайн. Много молодежи, которая стала открыта к новой музыке.
Akkujava: Меня радует, что у нас появилось много мероприятий разных форматов и жанров. У нас наконец появился выбор куда пойти.
A.: Мы прогрессируем в плане качества музыки и промо. В ближних странах никто не делает промо, как у нас. Мы боремся за каждого человека на вечеринке. В сравнении с европейскими странами, мы выполняем больше функций, чтобы привлечь одинаковое количество людей. Раньше было по-другому, люди нулевых росли на другой музыке и были голодными. Для них электронная музыка стала новой веткой. Но сейчас молодежь с радостью отжигает под треки диджеев старой школы. Они играют старый материал, который люди любят и знают наизусть.
Akk.: Сейчас все в открытом доступе. Раньше было тяжело найти кассеты, диски, пластинки, поэтому и ценили такое больше.
A.: Порог входа в сферу был выше. Нужно пройти много этапов, чтобы выйти на сцену. Сейчас стать диджеем намного легче.
M.: И это нормально. Диджеинг был профессией, а сейчас он больше про комьюнити. Не все хотят посвящать этому жизнь. Диджеинг – способ найти единомышленников, поэтому возник интерес к тусовкам. Даже появилась здоровая конкуренция. Мы работаем едино, не перебиваем друг друга. Работаем над тем, чтобы у людей загорались глаза, и они хотели стать частью музыки.


Из-за интерактивов смещается фокус с музыканта. Как это влияет на работу?
OYU Fest
Еркебулан Куришбаев: Это правильно. Мы с командой провели небольшой анализ. Выяснилось, что 40% аудитории приходят просто «хорошо провести время». Между открытием и началом музыкальной части есть часа четыре. Это время надо как-то заполнить. Людям интересно все – ярмарка, фотобудки, новые позиции в меню. Кто-то просто лежит на газоне, кто-то читает книги. Пока никто не жаловался, что у нас скучно. Люди даже в очередях стоят с удовольствием. Это тоже часть праздника. В этом что-то есть.
Камилла Ажибаева: Фестиваль не про артиста, а про атмосферу праздника. Кто-то любит слушать музыку фоново: им хорошо где-то в глубинке сидеть с пледиками, с едой, общаться с друзьями; Есть преданные слушатели – они тусуются у сцены; Есть любители конкурсов; Кто-то просто гуляет между зонами. Аудитория распределяется всегда сама.
Sxodim Fest
Бакдаулет Бекжанов: Нам нравится этот тренд. Мы стараемся отойти от концепции, где фокус только на музыканте. Мы же проводим фестиваль, который является итогом наших отношений с партнерами. Они устанавливают фудзоны, игры, разные интерактивы. Не всем интересна музыка, поэтому необязательно делать это основой. До начала музыкальной программы площадка – это плейграунд для всех.
Бакдаулет Исаев: Мои друзья один раз пропустили весь концерт. Просто сидели у бассейна и ни на секунду не пожалели об этом. Фестиваль – это эмоции, а эмоции – это не только музыка.
ZVUK
Назира Касенова: На вечеринках, вроде ZVUK, не до интерактивов. Все построено вокруг музыки. Вот на фестивале Sien, много «наполнений». Здесь быть на танцполе или ярмарке – выбор человека. Мы, как организаторы, основной акцент делаем на артисте. Музыка – основа, но стали добавлять элементы медиаарта, какой-то зрелищности. Все время думаем, куда идти дальше.
Мария Эл: Интерактив – это продолжение коммуникации с людьми посредством искусства, каких-то инсталляций. Мы стараемся сблизиться с аудиторией. У нас формат полного погружения.
Елнур Толеухан: На вечеринке главное – люди. У нас всегда заполнен танцпол и это тоже активность.
М.Э.: Вечеринки – про коммуникацию между людьми. Танцпол – место коммуникации через тело.
Е.Т.: Танцпол – это сердце.
Vihod
AKEE: Это фестивалям нужны интерактивы. У них большое пространство, которое нужно заполнить. У нас акцент на музыке. Знаете, чем отличаются выступления артистов и диджеев? Артист заканчивает выступление. От следующего уже будет совсем другая энергия – будут меняться жанры, подача. А в диджеинге переход настолько плавный, что смену диджеев можно и не заметить и это совсем другая атмосфера.
Midclassgypsy: Я все же считаю, что активности нужны. Часть аудитории не воспринимает тусовку только как музыку и это нормально. Вечеринка – это экспириенс, где все должно работать целиком. Можно добавить миллион активностей, но установить два туалета на тысячу человек. Или позвать крутого хедлайнера, но не продумать техническую сторону. Все должно работать вкупе. Это обычные факторы. Из-за конкуренции все пытаются выделиться какими-нибудь интересными штуками. Здесь главное – не переборщить. У нас, кстати, был интерактив. Мы на Хэллоуин показывали ужастики.
A.: Интерактив должен быть в тему. Мы не делаем активность ради активности. В первую очередь мы про музыку. У нас главная активность на вечеринках – люди. Ты можешь прийти, увидеть знакомого и просто общаться, даже не послушав ни одного диджея. И после хорошего общения у тебя останутся приятные чувства и воспоминания.