Поговорили с представителями OYU, Sxodim, ZVUK и Vihod об офлайн-мероприятиях

Тренд на офлайн-мероприятия возник после пандемии. Ограниченные четырьмя стенами, люди стали жадно хвататься за живые эмоции. Голод дал толчок всей ивент-индустрии. Мероприятия перестали быть одноформатными и теперь их невозможно представить без зон отдыха, фотобудок, барных стоек, ларьков с едой, ярмарочных стендов. Новые аппетиты требуют от организаторов свежих идей. Поговорили с казахстанскими представителями фестивалей и вечеринок (OYU, Sxodim, ZVUK и Vihod) о выгоде, страсти к делу и развитии индустрии.

Вы заметили тенденцию на офлайн?

OYU Fest

Еркебулан Куришбаев: Люди стали активней и научились ценить время. На это явно повлияла пандемия. Лично мне всегда хотелось делать какие-то офлайновые штуки, но было страшно. Пандемия показала, что надо ценить время и ничего не бояться. В 2021 году решились наконец устроить фестиваль, но пришлось отложить – еще действовали ограничения.

Камилла Ажибаева: Я всегда любила музыку. Когда жила в Америке, старалась ходить на концерты пару раз в месяц. Сразу бежала покупать билеты, если кто-то приезжал. И я говорю не про звезд уровня Бейонсе. Там и билеты дорогие, и места плохие: сидишь в самом конце, артиста не видно, ничего не понимаешь. Ходила на концерты клубного формата и фестивали. Ходила одна, потому что со мной никто не хотел, но все равно было классно. Особенно запомнился фестиваль африканской музыки. Там я поняла суть таких ивентов. Захотелось сделать что-то похожее. Когда переехала в Алматы еще была пандемия. Потом начались бесконечные фестивали. Помню, какое-то время люди называли «фестом» все подряд. Знакомые спрашивали: пойдешь на фест? А я думала: блин, это же не фест! Но слово быстро закрепилось в культуре.

Sxodim Fest

Нұрсұлтан Қыпшақбай: Люди стали тусить по максимуму, появилось так много фестивалей. Это психологическая тема, какая-то базовая потребность, люди просто не хотят больше сидеть дома.

Бакдаулет Бекжанов: Всех потянуло на путешествия, на впечатления, потому что нас этого лишили на время. Раньше все идеи откладывали, мечтали, забывали. А сейчас люди действуют решительнее.

Бакдаулет Исаев: Например, алматинцы уже не могут без фестивалей. Это уже некая традиция, привычка. Правда, помимо Первомайских прудов пока не нашли другой локации.

ZVUK

Назира Касенова: После пандемии был явный подъем в сфере ивентов. Люди стали больше ценить человеческую близость. Мероприятия – это как раз про объединение, обмен эмоциями. Не могу сказать про весь Казахстан, но в Алматы точно был взлет. Появилось много промоутеров, новых вечеринок и фестивалей. Люди хотят проводить время с кем-то. Но за подъемом идет спад, и сейчас наступил этот переходный период.

Мария Эл: После пандемии люди были готовы вытанцовывать свою тревожность. Когда попадаешь в толпу – проще отключиться и кайфовать со всеми.

Н.К.: Еще нас лишили больших сборищ! А когда тебя чего-то лишают – ты хочешь этого еще больше.

Vihod

AKEE: Мероприятия были всегда, даже в 90-е люди любили потусить. Чувство, что все только появилось, возникло из-за пандемии. Вечеринки были и раньше, просто обрели новое дыхание. Vihod как раз появился в это время.

Midclassgypsy: Если говорить про Казахстан, то локально точно есть тренд на офлайн. Много молодежи, которая стала открыта к новой музыке.

Akkujava: Меня радует, что у нас появилось много мероприятий разных форматов и жанров. У нас наконец появился выбор куда пойти.

A.: Мы прогрессируем в плане качества музыки и промо. В ближних странах никто не делает промо, как у нас. Мы боремся за каждого человека на вечеринке. В сравнении с европейскими странами, мы выполняем больше функций, чтобы привлечь одинаковое количество людей. Раньше было по-другому, люди нулевых росли на другой музыке и были голодными. Для них электронная музыка стала новой веткой. Но сейчас молодежь с радостью отжигает под треки диджеев старой школы. Они играют старый материал, который люди любят и знают наизусть.

Akk.: Сейчас все в открытом доступе. Раньше было тяжело найти кассеты, диски, пластинки, поэтому и ценили такое больше.

A.: Порог входа в сферу был выше. Нужно пройти много этапов, чтобы выйти на сцену. Сейчас стать диджеем намного легче.

M.: И это нормально. Диджеинг был профессией, а сейчас он больше про комьюнити. Не все хотят посвящать этому жизнь. Диджеинг – способ найти единомышленников, поэтому возник интерес к тусовкам. Даже появилась здоровая конкуренция. Мы работаем едино, не перебиваем друг друга. Работаем над тем, чтобы у людей загорались глаза, и они хотели стать частью музыки.

Tatler Asia
IMAGE Камилла Ажибаева OYU Fest
Tatler Asia
IMAGE Еркебулан Куришбаев OYU Fest

Из-за интерактивов смещается фокус с музыканта. Как это влияет на работу?

OYU Fest

Еркебулан Куришбаев: Это правильно. Мы с командой провели небольшой анализ. Выяснилось, что 40% аудитории приходят просто «хорошо провести время». Между открытием и началом музыкальной части есть часа четыре. Это время надо как-то заполнить. Людям интересно все – ярмарка, фотобудки, новые позиции в меню. Кто-то просто лежит на газоне, кто-то читает книги. Пока никто не жаловался, что у нас скучно. Люди даже в очередях стоят с удовольствием. Это тоже часть праздника. В этом что-то есть.

Камилла Ажибаева: Фестиваль не про артиста, а про атмосферу праздника. Кто-то любит слушать музыку фоново: им хорошо где-то в глубинке сидеть с пледиками, с едой, общаться с друзьями; Есть преданные слушатели – они тусуются у сцены; Есть любители конкурсов; Кто-то просто гуляет между зонами. Аудитория распределяется всегда сама.

Sxodim Fest

Бакдаулет Бекжанов: Нам нравится этот тренд. Мы стараемся отойти от концепции, где фокус только на музыканте. Мы же проводим фестиваль, который является итогом наших отношений с партнерами. Они устанавливают фудзоны, игры, разные интерактивы. Не всем интересна музыка, поэтому необязательно делать это основой. До начала музыкальной программы площадка – это плейграунд для всех.

Бакдаулет Исаев: Мои друзья один раз пропустили весь концерт. Просто сидели у бассейна и ни на секунду не пожалели об этом. Фестиваль – это эмоции, а эмоции – это не только музыка.

ZVUK

Назира Касенова: На вечеринках, вроде ZVUK, не до интерактивов. Все построено вокруг музыки. Вот на фестивале Sien, много «наполнений». Здесь быть на танцполе или ярмарке – выбор человека. Мы, как организаторы, основной акцент делаем на артисте. Музыка – основа, но стали добавлять элементы медиаарта, какой-то зрелищности. Все время думаем, куда идти дальше.

Мария Эл: Интерактив – это продолжение коммуникации с людьми посредством искусства, каких-то инсталляций. Мы стараемся сблизиться с аудиторией. У нас формат полного погружения.

Елнур Толеухан: На вечеринке главное – люди. У нас всегда заполнен танцпол и это тоже активность.

М.Э.: Вечеринки – про коммуникацию между людьми. Танцпол – место коммуникации через тело.

Е.Т.: Танцпол – это сердце.

Vihod

AKEE: Это фестивалям нужны интерактивы. У них большое пространство, которое нужно заполнить. У нас акцент на музыке. Знаете, чем отличаются выступления артистов и диджеев? Артист заканчивает выступление. От следующего уже будет совсем другая энергия – будут меняться жанры, подача. А в диджеинге переход настолько плавный, что смену диджеев можно и не заметить и это совсем другая атмосфера.

Midclassgypsy: Я все же считаю, что активности нужны. Часть аудитории не воспринимает тусовку только как музыку и это нормально. Вечеринка – это экспириенс, где все должно работать целиком. Можно добавить миллион активностей, но установить два туалета на тысячу человек. Или позвать крутого хедлайнера, но не продумать техническую сторону. Все должно работать вкупе. Это обычные факторы. Из-за конкуренции все пытаются выделиться какими-нибудь интересными штуками. Здесь главное – не переборщить. У нас, кстати, был интерактив. Мы на Хэллоуин показывали ужастики.

A.: Интерактив должен быть в тему. Мы не делаем активность ради активности. В первую очередь мы про музыку. У нас главная активность на вечеринках – люди. Ты можешь прийти, увидеть знакомого и просто общаться, даже не послушав ни одного диджея. И после хорошего общения у тебя останутся приятные чувства и воспоминания.

Tatler Asia
IMAGE Алишер Тойгулиев Sxodim Fest
Tatler Asia
IMAGE Бакдаулет Бекжанов Sxodim Fest

Кто вкладывается в фестивали?

OYU Fest

Камилла Ажибаева: Мы не знали, что получится что-то масштабное. У нас не было готовых референсов для фестиваля, не знали, на что опираться. Все было в новинку. Партнеры относились к работе с опаской. Первый фестиваль прошел круто, команда показала отличные результаты и представители брендов стали приходить сами. Мы всегда стараемся поддерживать локальные бренды. Тем более сейчас большой тренд на этническое. Многие хотят именно казахстанскую продукцию, а OYU – это про то, что есть здесь – у нас.

Еркебулан Куришбаев: На первый фест было сложно найти партнеров, убедить их в успехе. Потом стало легче. Партнеров находим как все – составляем план, презентуем. Главное, чтобы ценности совпадали.

Sxodim Fest

Бакдаулет Исаев: Мы составляем концепцию, презентуем партнерам, взаимодействуем с аудиторией...

Бакдаулет Бекжанов: Для начала, мы стараемся хотя бы выйти в ноль...

ZVUK

Назира Касенова: В локальных компаниях не поддерживают такие вечеринки. Там скорее вложатся в то, что точно выстрелит. ZVUK – нишевый проект, интересный немногим. Поэтому мы и сотрудничаем с международными компаниями. У них и денег на маркетинг больше, и они открыты к экспериментам.

Мария Эл: В проект вкладываются только те, кто может позволить вложиться в собственный имидж.

Tatler Asia
IMAGE Елнур Толеухан ZVUK
Tatler Asia
IMAGE Ася ZVUK
Tatler Asia
IMAGE Назира Касенова ZVUK
Tatler Asia
IMAGE Команда ZVUK

Кто ваша аудитория?

ZVUK

Мария Эл: У нас разношерстная аудитория, но, наверное ее можно назвать креативной или около-креативной. Наши люди открыты новому, к знакомствам, музыкальным экспериментам.

Назира Касенова: У нас широкий возрастной спектр. Это люди креативщики, которые всегда в поисках нового.

М.Э.: Около-креативщики.

Н.К.: Свободные люди!

Vihod

Midclassgypsy: У нас классная аудитория, которая понимает чего хочет и куда идет.

AKEE: Мы, в свою очередь, знаем свою аудиторию и давим на это. Время, лайнап, наполнение подбираем тщательно. Лучше выступать для маленькой аудитории, но которая точно будет тусоваться. Можно собрать тысячу человек, и большинству будет абсолютно все равно кто стоит на сцене.

Akkujava: Мне сейчас нравится, как информацию преподносят в соцсетях. Рассказывают в деталях про лайнап, активности, наполнение тусовки. Отсюда и выстраивается понимание у людей.

M.: Проводится, грубо говоря, образовательная работа. Мы хотим, чтобы люди углублялись в понимание музыки, осознанно относились к мероприятиям. Чем больше знаешь, тем интереснее становится, и все обретает новый смысл.

A.: Люди начинают тусоваться ответственно. Промо-группы сильно помогают. Организаторы все разжевывают в соцсетях, во время анонсов.

Akk.: Да! Просто выложить афишу уже недостаточно.

Tatler Asia
IMAGE AKEE Vihod
Tatler Asia
IMAGE Команда Vihod

Делать ивенты выгодно?

OYU Fest

Камилла Ажибаева: Нельзя провести пару фестов и жить на эти деньги. Может, где-то за границей такое и возможно, но у нас совершенно другие масштабы. Помимо фестов мы проводим другие проекты и собираем капитал на фест. Он требует много ресурсов: промоушен, маркетинговую кампанию, рекламу, пригласительные, блогеров.

Еркебулан Куришбаев: У нас хорошая рентабельность, но фестивали – это экономически сложно. Можно с легкостью уйти в минус. Морально тоже нелегко: команда выгорает, устает, возникают конфликты. Поэтому многие и бросают это дело.

Sxodim Fest

Бакдаулет Бекжанов: За границей делают крупные фестивали, которые приносят высокий доход. В Казахстане пока к такому не пришли.

Бакдаулет Исаев: Все равно фокус не на заработке. Фестиваль – это про другие ценности: строить репутацию, создавать отношения с партнерами, и готовить основу для других проектов.

ZVUK

Назира Касенова: ZVUK не был коммерческим проектом. Нам было классно хотя бы в ноль выйти. Какое-то время вообще все деньги вкладывали в проект. Со стороны может показаться, что мы зарабатываем кучу денег, но это не так. После пандемии мы вышли в плюс, но ZVUK не превратился в основной источник дохода. В команде ребята занимаются диджеингом, рекламой и параллельно другими проектами.

Мария Эл: Вы бы знали сколько времени на организацию уходит!

Е.Т.: Начинаем раскручивать ивент за два месяца до события.

Н.К.: У нас получается своего рода медийное агентство. Занимаемся продакшном, продумываем звук, свет, дизайн, делаем промо, составляем концепт. Все своими руками. И я считаю, что мы не получаем за это адекватную оплату.

Vihod

Midclassgypsy: Чтобы зарабатывать – нужно потратить много времени. К этому нужно быть готовым. У моего друга есть скейтшоп. Если его спросят – становиться скейтером или нет, он ответит: «Ни в коем случае. Не лезь в эту бодягу». С диджеингом то же. Не занимайтесь музыкой ради денег. Занимайтесь этим по любви. В какой-то момент все сложится правильно и вам повезет. Будете делать деньги и устраивать вечеринки. Но заходить с идеей заработка – это проигрышный вариант.

AKEE: На организацию тратишь кучу времени, не отдыхаешь. На вечеринке следишь за всем и проверяешь, все ли на месте. Это у кого какой бзик. Потом начинается монтаж, демонтаж. Для кого-то вечеринка – один вечер, а для нас это месяцы подготовки и несколько дней уборки, разборок, решения каких-то вопросов. Наверное, обидно столько сделать и ничего не заработать.

M.: Но организаторы, бывает, уходят в минус и часто выгорают.

A.: Потом и не хотят этим заниматься.

M.: Вот поэтому надо любить это дело, надо гореть им, а получать какую-то копейку – приятный бонус. На самом деле, я бы не организовывал вечеринки, я бы просто играл музыку. Но подходящих мест для этого не было, поэтому мы сами сделали такое место. Мы делаем вечеринки, на которых сами хотим быть.

A.: Но на энтузиазме тоже далеко не уедешь. Мы любили музыку и хотели проводить время с друзьями, внести лепту в ночную жизнь Алматы. Уже четыре года вносим.

Akkujava: Организация занимает очень много сил и времени! Люди думают, что устроить вечеринку легко. Это не так. Но результат всегда того стоит – приятно видеть довольные лица людей, наблюдать, как они отрываются, отдыхают, веселятся.

A.: В организации есть своя пирамида Маслоу. На нижнем уровне – все организовать, на верхушке – все придумать. В будущем хочется прийти к тому, чтобы только придумывать. Движемся к этому постепенно. На первых вечеринках, например, я сам носил аппаратуру и все подключал. Сейчас для этого есть команда.

Akk.: Растем.

Tatler Asia
IMAGE Еркежан Шалдыбаева
Tatler Asia
IMAGE Мария Эл ZVUK

Делать фестивали тяжело?

OYU Fest

Камилла Ажибаева: Первый фестиваль был пробным, работали на чистом энтузиазме. После феста гости делились со мной позитивом и это меня зарядило. И потом, долго жила на этих эмоциях.

Еркебулан Куришбаев: На фестивале все напряжение, недовольство или проблемы исчезают. Люди классно проводят время, благодарят нас, говорят, что долго этого ждали. Тогда понимаешь, что все не просто так, только это и дает силы продолжать работу.

Sxodim Fest

Бакдаулет Бекжанов: Фестиваль отнимает нервы, деньги.

Бакдаулет Исаев: Нужно ставить памятник ивентщикам! Это смелые люди. В работе столько рисков – никогда не знаешь, что будет, даже не гадаешь, просто делаешь. У нас в команде офигенные ребята, которые всегда идут напролом. Когда фестиваль проходит, и ты видишь, как кайфуют люди, то все – тебя отпускает. Потом уже спокойно ешь, спишь, существуешь и находишь силы продолжать.

Б.Б.: Знаете как ощущается это напряжение? Как будто несколько месяцев ходил на высоких каблуках и снял.

Б.И.: Организация – это бессонные ночи, нервы. Но эмоции все окупают. Мой друг познакомился с женой на фестивале. Вот ради таких моментов это и делается.

Tatler Asia
IMAGE Midclassgupsy Vihod
Tatler Asia
IMAGE Akkujava Vihod

Как справляться с непредвиденным?

OYU Fest

Еркебулан Куришбаев: Когда проводили фест в Астане, гости не могли найти вход. Такси выдавало неправильный маршрут, людям приходилось долго идти через заброшенные дома и свалку мусора. С этим никак не справиться, только объяснить в сторис и извиниться.

Камилла Ажибаева: На первом фесте пошел сильный дождь и я заплакала. Мы столько месяцев готовились, чтобы все было в воде? Но за час до открытия феста дождь прекратился. Была хорошая погода, пока не вышел Zoloto. Когда снова пошел ливень, мы думали, что все уйдут. Но люди достали зонтики и надели дождевики. Они даже не прятались под навесами! Потом все говорили, что дождь был по плану – романтика. Техники конечно сказали, что придется остановить концерт, но снова вышло солнце. С погодой тоже не предугадаешь, остается только довериться судьбе.

Sxodim Fest

Бакдаулет Бекжанов: В Алматы на прогноз погоды рассчитывать бессмысленно. Это вопрос удачи.

Бакдаулет Исаев: Например, мы делали фестиваль на Наурыз. Я настаивал на 22 марта, но решили провести 23 числа. За день до феста пошел сильный ливень. Была ужасная погода. Видите как хорошо, что меня не послушали.

Б.Б.: Иногда дождь на фестивале – это даже здорово.

Б.И.: Я был на таком фесте, и это правда романтично. Тогда Золотухин выступал, было прекрасно!

ZVUK

Елнур Толеухан: Как-то раз Назира была в отъезде и оставила нас за главных. Хедлайнером той вечеринки была артистка из Берлина. Мы с ней гуляли до выступления, знакомили с нашей культурой. В день вечеринки она пишет: «Вчера пили кумыс. У меня отравление. Не смогу играть». Потом отправили к ней коллегу, дали волшебный рисовый отвар и она потом всю ночь тусила как ни в чем не бывало.

Назира Касенова: Я так рада, что они мне не позвонили! Я бы сошла с ума.

Tatler Asia
IMAGE Бакдаулет Исаев Sxodim Fest
Tatler Asia
IMAGE Нұрсұлтан Қыпшақбай Sxodim Fest

Самый запоминающийся момент?

OYU Fest

Камилла Ажибаева: После феста нас осталось человек 15. Пока партнеры демонтировали зоны, мы сидели на пуфиках и пили пиво. Смотрели друг на друга и не верили, что все закончилось. Наслаждались тишиной после дневного гула. Пришла домой и увидела в Instagram 500 отметок. Начала просматривать их и подумала: «Вау... мы это сделали». На следующий день проснулась с температурой и болью в горле. Ребята звали убираться на площадке, но сил у меня не было.

Еркебулан Куришбаев: Я как-то выложил в сторис подготовку к фесту. Ответила девушка из Кыргызстана: «Не переживайте. Все будет круто! Мы едем из Бишкека на автобусе. Ждем, когда доедем до Алматы и потусим на фесте». Еще помню, нашу страничку отметила девушка из Монголии. В сторис выложила фотографию паспорта и посадочного билета. Она еще подписала, что посетить OYU фест – ее мечта. Вот ради такого можно этим заниматься!

Sxodim Fest

Нұрсұлтан Қыпшақбай: Когда Feduk выступал, на сцену вышел Скриптонит.

Бакдаулет Бекжанов: На одну песню.

Н.Қ.: У них есть совместный трек. Мы тогда сами не знали, что Скриптонит выйдет.

Б.Б.: Юлия Сон знала, наш руководитель. Это был ее подарок.

Н.Қ.: Который мы пропустили.

Бакдаулет Исаев: Я должен был утвердить лайнап, но о Скриптоните знала только Юлия. На фестивале танцую и тут на сцену выбегает Feduk, и вдруг выходит Скриптонит. Друзья не верят глазам! Я не верю глазам! Скриптонит сам попросил держать это в секрете.

Б.Б.: Чтобы билеты не скупали из-за него. Он ведь выступил всего с одним треком, чтобы не разочаровывать фанатов – никому и не сказали. Классная история.

Б.И.: До мурашек!

ZVUK

Назира Касенова: Сейчас у нас есть деньги нанять команду, а раньше делали все сами. Готовились как-то к вечеринке в подвале кинотеатра «Арман». Там было очень ужасно пыльно. Нас человек пять. Елнур тогда только присоединился, и мы позвали его готовить площадку. Говорю: «Если ты играешь, ты еще убираешь». Он сильно нервничал, думал, что мы классные модники. Картина следующая: семь вечера, мы после работы, в грязных майках и растянутых трениках. Заходит Елнур и у него вид, как будто он с модного показа вернулся. Думал на нас впечатление произвести! А я вручаю ему разобранный пылесос.

Мария Эл: Я потом говорю Назире, что он кажется ползает по полу, потому что телескопическую штуку не раскрыл.

Н.К.: Он на коленях в своем модном тренче пыль собирал! Не смог собрать пылесос и постеснялся сказать.

Елнур Толеухан: Вот так и пылесосил где-то в углу...

М.Э.: На коленях.

Vihod

AKEE: У меня на вечеринках есть ощущение, что я отец сотен человек. Хочу позаботиться обо всех, но не могу за всем уследить. Хочу, чтобы все чувствовали себя комфортно и безопасно. Из-за этого я всегда в напряжении, поэтому все и не вспомнить, слишком много моментов. 

Akkujava: А я вспомнила историю с пальто. Нам в директ написал мужчина, что потерял пальто на новогодней вечеринке. Мы долго искали, но так и не нашли. Я выложила сторис на странице проекта, и ответил другой гость. Потом я их свела, и вроде ничего такого, но мне так тепло от этой истории.

Midclassgypsy: И парню тепло.

И нашим читателям тепло.

Авторы

Фотография  

Аружан Жанова

Темы