IMAGE Постер к фильму «Болмаған балалық шақ» | Кинопоиск

Рассказываем, почему кинематографическое воплощение автобиографической повести Акберена Елгезека покорило казахского зрителя

Повесть-бестселлер

Ажиотаж вокруг «Болмаған балалық шақ» («Детство, которого не было») начался с первых дней проката картины, премьера которой состоялась 27 февраля. Проверено: даже вечером в понедельник не самый популярный кинотеатр Алматы был полон людей. Это тот самый случай, когда читателю интересно поскорее оценить киноверсию до боли знакомого литературного произведения: не приплели ли лишних деталей, не испортили ли образ любимого героя. Экранизация выдалась столь же трогательной и пронзительной, как и первоисточник.

Автобиографичная повесть Акберена Елгезека, известного казахстанского писателя, поэта и по совместительству первого зампредседателя Союза писателей Казахстана, увидела свет в 2008 году и почти сразу стала бестселлером. Позже книга разошлась тиражом более 40 тыс. экземпляров и хорошо читалась на мировых платформах Amazon и Barnes & Noble. Три республиканских театра собрали аншлаги, поставив по произведению Елгезека спектакли. Поэтому, как подмечает кинообозреватель Галия Байжанова, «на широкий экран картина давно просилась». Режиссером киноверсии выступил Айдын Сахаман, известный казахстанцам по музыкальному байопику «Дос-Мукасан» (2021).

Мальчик VS Чудовище

«Болмаған балалық шақ» – говорящее название. Это история о детстве, которого не случилось. Потеряв отца, Акберен, или, как называют его родные, Акош, остается с матерью, вынужденной в одиночку заботиться о троих детях, один из которых тяжело болен. Чтобы вылечить среднего, матери (Акбота Рахат) приходится выйти замуж за табунщика Тагая (Берик Айтжанов), держащего в страхе всю деревню. Этот жестокий мужчина не только не принимает мальчика, но и превращает его жизнь в череду унижений. Волею судьбы (и казахских традиций) Акберена забирают к себе родственники покойного отца. Но даже вдали от жестокого отчима мальчик не перестает думать о том, как спасти мать из рук «чудовища». Его единственным убежищем становится мир фантазий, где он – не беспомощный ребенок, а воин, способный обрести древнюю силу Терыс и сразить монстра, подчинившего его мать. Реальность расставляет свои ловушки, и Акберену предстоит понять: некоторые битвы нельзя выиграть силой.

Tatler Asia
IMAGE Кадр из фильма «Болмаған балалық шақ»
Tatler Asia

«Не очередная глупая комедия»

Судя по комментариям в соцсетях, полюбилась казахстанскому зрителю картина по причине насущной – нехватка жизненных драм в отечественном кино. «Наконец-то не глупая комедия» – частый залайканный отзыв. В TikTok десятки тысяч просмотров набирают реакции зрителей на фильм и снятые на телефон прямо с экрана отрывки, один из самых популярных – где главный герой (маленького Акоша сыграл 11-летний Шакарим Алмасбек, а взрослого – Нуртилек Жарылкасын) проникновенно читает строки из любовного стихотворения «Сені ешкімге бермеймін! Сұрамасын!» авторства Елгезека (напоминаем, картина – автобиография поэта). К слову, особо подмечают кинокритики и зрители именно литературную, «чистую» и «богатую» казахскую речь у героев произведения. Думаю, казаховеды-лингвисты согласятся: этот слог мы сегодня теряем.

Травма, объединяющая поколения

Интересный сценарий в основе, спецэффекты с элементами фэнтези, харизматичные и сильные актеры – этого, казалось бы, уже достаточно для того, чтобы наш не избалованный частыми отечественными киношедеврами зритель поставил высокую оценку картине (9 звезд на Kino.kz). Но именно «цепляет» до слез картина все же другим – общей травмой поколений казахов, вынужденных в разные годы и из-за разных обстоятельств расти вдали от родного дома, или на попечении родственников, без тепла родителей. «Құдайдын баласы» (божий сын) называет маленького Акоша в картине его бабушка, и только потом взрослый Акберен понимает, что «божий» он потому, что рос без родителей...

Картине предвещают кассовый успех, и мало кого удивит, если показ премьеры, на радость автору, который сам же выступил продюсером фильма, продлят. Популярность «Болмаған балалық шақ» – символ того, что казахстанцы хотят видеть больше картин, рефлексирующих о страхах, травмах, надеждах и мечтах народа и каждого отдельного человека. Современным режиссерам и сценаристам – на заметку.