Рассказываем про пять казахских фильмов, где присутствуют сильные женщины

Они смелые и нежные, иногда упрямые и порой ошибаются. Они вдохновляют своей силой, своей правдой и умением не сдаваться, даже когда весь мир идет против них. Каждая из героинь подборки – не просто персонаж, это отражение чего-то большего: наших мечтаний, страхов, надежд. Их истории – как удар током. Они заставляют смеяться, плакать, злиться и чувствовать до мурашек. Пять фильмов о женщинах, которые могут быть всем: героинями, бунтарками, матерями, воинами.

«Перекресток» (1963)

Режиссер: Шакен Айманов

В центре сюжета этическая дискуссия о вине невиновного человека, о парадоксальных соотношениях закона и совести и о том, может ли благородный поступок быть правонарушением (здесь Айманов, не просто самый титулованный, но, вероятно, и самый разножанровый режиссер советского Казахстана, слегка опережает проблематику «Берегись автомобиля!»). Но самое интересное – это высвечивание подспудной матриархальной силы общества. Героиня «Перекрестка» куда как властная и конфликтная особа, даже внешне напоминающая гонконгскую аристократку. Она в одиночку воспитывает дочь, скрывая от нее имя подлинного отца – алкоголика и декадента (шикарная роль Владимира Сошальского), роняющего сентенции вроде «вера в человека такой же обман, как и любая религия». Собственно, именно ее решение ехать приводит в итоге к гибели человека. Мужчины в «Перекрестке» при всех своих должностях и ремеслах – не более чем функционал и ширма истинных законов миропорядка. Они, конечно, могут сесть за руль, зачать ребенка или председательствовать в суде, но на главных жизненных перекрестках все регулируется женщинами.

Tatler Asia
IMAGE «Перекресток»

«Песнь о Маншук» (1969)

Режиссер: Мажит Бегалин

В фильме запечатлен последний день из фронтовой жизни двадцатилетней алма-атинской пулеметчицы старшего сержанта Маншук Маметовой (Наталья Аринбасарова). За ней пытается ухлестывать разведчик-балагур лейтенант Ежов (Никита Михалков) с женскими часами на руке. Военная реальность перемежается ее воспоминаниями о мирной жизни, песнями на казахском языке и предсмертными видениями. Этот вполне классический советский фильм сегодня имеет смысл пересмотреть по трем причинам. Во-первых, война здесь изображена крайне честно и незаученно – как процесс, где взводные попусту гробят людей, бойцы клянут руководство и даже светлые подвиги растворяются в фатальной будничности.

Во-вторых, тут описан сугубо гендерный катаклизм девушки-сержанта (в данном случае как раз будет уместен феминитив «сержантка») на войне и во враждебном мужском окружении. Однополчане дразнят ее «косой» и называют «окаянной девкой», в то время как командиры всерьез и подолгу спорят о том, что именно привело Маншук на войну –«исступленное желание подавить в себе женское» или, напротив, «именно тяга к материнству». В-третьих, в образе Маншук оживает казахская традиция: рождение ягненка для нее священное событие, она кормит солдат алма-атинским апортом, и в ее священном сознании все кажется одушевленным, даже пулемет «Максим».

Tatler Asia
IMAGE «Песнь о Маншук»

«Стриж» (2007)

Режиссер: Абай Кулбаев

Старшеклассница Айнур (Инесса Кислова) по прозвищу Стриж бросает школу, уходит из дома, ночует в подсобках вместе с гастарбайтерами. Отчим пьет каждый день, мать беременна, все вокруг называют Стрижа то воровкой, то наркоманкой, то пацаном, хотя она ни то, ни другое, ни третье. Она – всего лишь неприкаянная нежная сила, которую не сломить ни одиночеством, ни изнасилованием, ни летящим навстречу автомобилем. Сюжет вроде бы не сулит легкого просмотра, но на самом деле за завесой коммунальной квазисоциалки кроется тонкое лирическое кино. Здесь главное – запечатлеть, как она делает маникюр на перебитой руке, пьет шампанское из горлышка или выбегает недостриженной (отсюда прозвище) из парикмахерской. Сцена, когда она врет о смерти матери – это, разумеется, отсыл к «400 ударам» Франсуа Трюффо. Иначе говоря, «Стриж» – продолжение той сугубо поэтической кинотрадиции, в которой внутренний птенцовый мир важнее скорлупы обстоятельств. Девочка живет под канатной дорогой на Кок-Тюбе, но сама ни разу не каталась. Когда, наконец, ей выпадет случай посмотреть на город сверху вниз, это станет очередным, четыреста первым ударом.

Tatler Asia
IMAGE «Стриж»

«Мариам» (2021)

Режиссер: Шарипа Уразбаева

У Мариам (Меруерт Саббусинова) пропадает муж и отец ее четверых детей. Чтобы как-то выжить, ей нужна справка о потере кормильца. Одноклассник-полицейский берется помочь с привычной коррупционной схемой – деньги в обмен на факт смерти. Внезапно и без объяснения причин муж возвращается, теперь уже потраченное денежное пособие нужно как-то возвращать. Сюжет, который в иных фильмах часто служил предметом водевиля, здесь оборачивается ледяной трагедией. Название напоминает о раннем рассказе Трумена Капоте «Мириам», но там, где у луизианского классика ужас расцветает пышным цветом и облачен в белые шелковые платья, у Уразбаевой все необходимое упрятано в единственную реплику «Теперь ты мертвец».

Шарипа Уразбаева, тонкая бытописательница женской субъектности (см. также ее фильм «Красный гранат»), несомненно, следует аскетичному минимализму представителей новой волны, в диапазоне от Апрымова до Каракулова, но добавляет в него неумолимую социалку, которая в свою очередь разрастается до фатума и мифа.

«Где ты был?» – только и спрашивает мужа Мариам, чтоб получить ответ «Неважно» и самой свернуться знаком вопроса на снегу под нейтральным небом.

Tatler Asia
IMAGE «Мариам»

«Томирис» (2019)

Режиссер: Акан Сатаев

Вождя массагетов и отца будущей принцессы Томирис (Альмира Турсын) убивают у нее на глазах по заказу из Хорезма (торговцы в данном случае изображены как враги вольных кочевников с их склонностью к грабежам). Девочке удается сбежать в леса, где она становится полноправной воительницей. Дальнейшая история (построенная на версии Геродота) строится на продуманных и величественных актах отмщения – сперва Томирис мстит за отца, потом за мужа. Когда Томирис поясняет, что «это не месть, а возмездие», ее книжный лексикон задает настрой всему фильму, столь же велеречивому и монументальному.

С одной стороны, Томирис мудра, эмпатична (отменяет жертвоприношение) и независима – перечит шаману и вождям племен, самолично разрабатывает план сражения и предпочитает убить царя Кира, нежели стать его женой. С другой, Томирис периодически погружается в потустороннее пространство сна и чуда – ей с детства является крылато-огненное чудовище (примерно, как у Дэна Симмондса в «Терроре», только степного толка), и она способна узреть, например, убийство мужа через тысячи миль. Так что в конечном итоге это кино не только о формировании национальной идентичности, но и о душе, познавшей ужас смерти.

На основе статьи Максима Семеляка.

Tatler Asia
IMAGE «Томирис»

Темы