Как сундуки с аукциона Viled & Tatler Celebrating Nauryz стали современными произведениями искусства и частью экологической миссии.

На втором этаже Esentai Mall открылась выставка «Менен кейін» – камерная, но выразительная экспозиция, собравшая сундуки, проданные на благотворительном аукционе Viled & Tatler Celebrating Nauryz.

Проект объединил казахстанских художниц, для которых сундук – не просто атрибут приданого, а древний код, готовый к расшифровке, разборке и новой интерпретации. Здесь традиция поддается переосмыслению, а женский голос получает новое звучание. Вырученные средства направлены в фонд «Freedom Шапағат» на поддержку масштабной инициативы по восстановлению Аральского моря. Куратором выставки выступил художник выступил Бахтияр Беркин.

Каждый сундук превращен в инсталляцию, где знакомая форма говорит о культуре, памяти, телесности и праве на выбор. Ниже – подробнее о каждом из них.

Tamyr sandyq

Автор: Аружан Жумабек

Сундук хранит не просто вещи, а культуру и историю рода. Представьте, что сундук – это центр юрты. Он пускает корни и словно соединяет земное с небесным, телесное с метафизическим. Tamyr sandyq – живое существо, символ восходящего духа. Он обретает силу через память и традиции. Через него проходят потоки энергии, знаний и опыта поколений. Существо объединяет материальное и духовное и защищает очаг.

Tatler Asia

36OYU

Автор: Молдир Карубайкызы

У тюркских народов жизнь делится на 12-летние циклы. Год, с которого начинается новый жизненный цикл, называется «мүшел жас». В этот год у человека происходит внутренняя трансформация. В работе 36OYU Молдир Карубайкызы рассказывает о личном опыте прохождения через мүшел жас.

Инсталляция напоминает генеалогическое древо. В казахском языке его называют «шежіре». Оно хранит мужские имена десятков поколений. Работа выполнена в форме таблицы. Художница разделила жизненный путь на три сегмента. Третий – 36 лет – символизирует начало зрелости и обретение мудрости.

В основе работы – забытые орнаменты на старинных украшениях. Эти хрупкие украшения легко потерять. Молдир Карубайкызы сравнивает их с женщинами, чьи имена исчезают в истории. Художница добавила в шежіре имена женщин. Словно утраченные лоскутки құрақ көрпе (с каз. – «одеяло, сшитое из разных кусков материи»), каждое обретает свое место. Также художница представила новый орнамент: «Я верю, что художник не только фиксирует действительность, но и создает ее». Этот орнамент стал символом утверждения – женщины имеют право быть частью истории своего народа.

Tatler Asia

Приданое

Автор: Savage Qyz

Сундук выполнен из металла. Работа отсылает к воинской культуре кочевых народов. Сундук становится оберегом невесты, приданое – доспехами. В сундуке установлено зеркало. Оно создает иллюзию портала в иное измерение. Таким образом художница фигурально помещает в сундук себя. Это диалог с внутренним «я».

Особую роль в работе играет кольчуга. Она собрана вручную. Кропотливый процесс напомнил традицию плетения косичек. Так художница объединяет женское с мужским. Она разрушает границы между уязвимостью и силой, традицией и современностью, индивидуальностью и коллективностью.

Tatler Asia

untitled

Автор: Мика Барни

В работе Мики Барни сундук – исключительно женский предмет. Несет глубокое культурное и историческое значение и отражает разные аспекты женской природы. В нем хранят сокровища и опыт поколений. Сундук можно сравнить с женской утробой. В нем скрыты потенциал, жизнь, идеи и ресурсы. Закрытый на ключ сундук символизирует женскую автономность. На фоне сундука изображена фотография Still Life. Это исследование повседневности. Фотография раскрывает, что каждый предмет несет в себе историю, эмоции и глубину. Вещи, которыми женщины окружают себя, отражают их внутренний мир, социальное положение и культурные ценности.

Tatler Asia

Сандык

Автор: Мика Барни

Исторически в сандыке хранили приданое. Наличие сандыка позволяло женщине выйти замуж. Таким образом, сандык стал контейнером женской судьбы. На выставке «После меня» казахстанские художницы использовали сандык, чтобы разрушить исторически сложившееся восприятие. Сандык здесь выступает не как объект, несущий в себе культурную преемственность, а как площадка для утверждения субъективности. На выставке предлагают рассмотреть традицию как ткань, поддающуюся разрыву, перекраиванию и репаттернингу. Посредством сандыка художницы высказываются о памяти, насилии, традициях, праве на отказ и выборе наследия. Проект не разрушает культурный код. Художницы дополняют его, «наделяя» сандык женским голосом.

Tatler Asia

Выставка «Менен кейін» проходит в галерее на втором этаже Esentai Mall в Алматы. Посетить ее можно до 17 апреля, ежедневно с 10:00 до 22:00. Также в рамках выставки пройдет цикл лекций. 13 апреля в 14:00 выступит Аружан Жумабек и Savage Qyz. Затем,  в 16:00 выступит Молдир Карубайкызы.

Темы