В 2024 году сюрреализму исполнилось 100 лет. Попросили искусствоведа Александру Кудряшову рассказать про женщин в направлении
Ровно сто лет назад, в 1924 году, Париж стал свидетелем рождения манифеста сюрреализма – эпохи, в которой искусство впервые взглянуло в лицо тому, что считалось запретным и невидимым. «Манифест сюрреализма» Андре Бретона стал не просто декларацией нового художественного движения, но вызовом всему привычному, провозглашением нового образа жизни – «нового порока», как назвал его сам автор. Бретон писал: «Часть нашего внутреннего мира, которую мы старались не замечать, – и, как мне кажется, самая важная его часть, – по чистой случайности снова вышла на свет».
Это было как если бы само бессознательное человечества, столь долго подавляемое и загнанное в угол рациональным мышлением, вдруг заявило свои права. Именно сюрреализм взял на себя смелость исследовать эту территорию, вооружившись методами, о которых прежде даже не догадывались. Он стал своеобразной терапией эпохи, коллективным сном, который художники воплощали на холсте, в слове и в фотографии. На самом деле впервые искусство отразило мир, который перед ними предстал, страшный и расколотый войнами, в котором границы реальности и иррационального становились все менее определенными. Человечеству было необходимо посмотреть в глаза своим истинным желаниям и страхам. Первая мировая война разрушила привычный порядок, оставив не только миллионы жертв, но и ощущение утраты прежних ценностей, понимание невозможности жизни в «оставленном богом» мире. Париж 1920-х стал центром новой художественной революции. В кафе Монпарнаса сходилась вся богема: кубисты, дадаисты и сюрреалисты – те, кто искал новый язык и философию искусства. Их встречи превращались в пространство, где идеи смешивались с провокацией, а искусство становилось не просто выражением, но актом. Они строили альтернативную реальность, где мечты и фантазии существовали наравне с привычным.
Изменился сюрреализм, когда в него пришел женский взгляд. Женщины не просто адаптировали сюрреалистическую философию – они задали новые вопросы. «В тот день, когда женщина сможет любить благодаря своей силе, а не благодаря слабости, когда она будет любить не для того, чтобы бежать от себя, а для того, чтобы себя найти, не для того, чтобы отречься от себя, а для того, чтобы себя утвердить, – в тот день любовь станет для нее, как и для мужчины, не смертельной опасностью, а источником жизни» – писала Симона де Бовуар. В движении, которое изначально смотрело на женщин как на муз и воплощение эротического бессознательного, женщины-сюрреалистки отвергли привычные роли и превратили искусство в пространство исследования своей собственной идентичности, страхов и желаний. Сюрреализм стал для них не столько эстетическим направлением, сколько философским жестом, который позволял говорить о личном, интимном и травматическом без страха быть непонятыми.