IMAGE Leonora Carrington, "The House Opposite", 1945

В 2024 году сюрреализму исполнилось 100 лет. Попросили искусствоведа Александру Кудряшову рассказать про женщин в направлении

Ровно сто лет назад, в 1924 году, Париж стал свидетелем рождения манифеста сюрреализма – эпохи, в которой искусство впервые взглянуло в лицо тому, что считалось запретным и невидимым. «Манифест сюрреализма» Андре Бретона стал не просто декларацией нового художественного движения, но вызовом всему привычному, провозглашением нового образа жизни – «нового порока», как назвал его сам автор. Бретон писал: «Часть нашего внутреннего мира, которую мы старались не замечать, – и, как мне кажется, самая важная его часть, – по чистой случайности снова вышла на свет».

Это было как если бы само бессознательное человечества, столь долго подавляемое и загнанное в угол рациональным мышлением, вдруг заявило свои права. Именно сюрреализм взял на себя смелость исследовать эту территорию, вооружившись методами, о которых прежде даже не догадывались. Он стал своеобразной терапией эпохи, коллективным сном, который художники воплощали на холсте, в слове и в фотографии. На самом деле впервые искусство отразило мир, который перед ними предстал, страшный и расколотый войнами, в котором границы реальности и иррационального становились все менее определенными. Человечеству было необходимо посмотреть в глаза своим истинным желаниям и страхам. Первая мировая война разрушила привычный порядок, оставив не только миллионы жертв, но и ощущение утраты прежних ценностей, понимание невозможности жизни в «оставленном богом» мире. Париж 1920-х стал центром новой художественной революции. В кафе Монпарнаса сходилась вся богема: кубисты, дадаисты и сюрреалисты – те, кто искал новый язык и философию искусства. Их встречи превращались в пространство, где идеи смешивались с провокацией, а искусство становилось не просто выражением, но актом. Они строили альтернативную реальность, где мечты и фантазии существовали наравне с привычным.

Изменился сюрреализм, когда в него пришел женский взгляд. Женщины не просто адаптировали сюрреалистическую философию – они задали новые вопросы. «В тот день, когда женщина сможет любить благодаря своей силе, а не благодаря слабости, когда она будет любить не для того, чтобы бежать от себя, а для того, чтобы себя найти, не для того, чтобы отречься от себя, а для того, чтобы себя утвердить, – в тот день любовь станет для нее, как и для мужчины, не смертельной опасностью, а источником жизни» – писала Симона де Бовуар. В движении, которое изначально смотрело на женщин как на муз и воплощение эротического бессознательного, женщины-сюрреалистки отвергли привычные роли и превратили искусство в пространство исследования своей собственной идентичности, страхов и желаний. Сюрреализм стал для них не столько эстетическим направлением, сколько философским жестом, который позволял говорить о личном, интимном и травматическом без страха быть непонятыми.

Леонора Каррингтон

Tatler Asia
IMAGE Леонора Каррингтон и Макс Эрнст, Англия, 1937 | Фотограф: Ли Миллер

Леонора Каррингтон создала свой собственный сюрреализм, который невозможно вместить в рамки. Ее работы – это миры, где мифы, магия и странные существа становятся частью универсального, но и достаточно тревожного порядка. Она размывала границы между сном и реальностью, ее образы балансировали между личным опытом и архетипами. Эти картины нельзя просто разглядывать — они требуют вдумчивого диалога. Каждая деталь, каждая фигура как будто несет в себе тайный смысл, который открывается только тем, кто готов к исследованию, как, например, ее «Купальня для птиц». Это искусство, где привычное становится чуждым, но именно в этом чуждом скрывается новый язык общения. Работы Каррингтон не стремятся объяснить или успокоить; они вызывают волнение и требуют от зрителя принять эту странность.

arrow left arrow left
arrow right arrow right
Фото 1 из 3 "Green Tea", 1942
Фото 2 из 3 "The Lovers", 1987
Фото 3 из 3 "And Then We Saw the Daughter of the Minotaur!", 1953

Клод Каон

Tatler Asia
IMAGE Claude Cahun, Self Portrait, 1927

Клод Каон сделала из собственной идентичности эксперимент, который предвосхитил современную дискуссию о флюидности личности. Ее автопортреты и перформансы не просто исследовали гендер и личность, но и разрушали их как устойчивые понятия. В работах нет ответов, только вопросы: что значит пол? Существует ли он? Кто мы за пределами социальных ролей? Можно ли быть кем угодно или, наоборот, никем? Каон – это вечная загадка, которую невозможно разгадать до конца. В ее перформативном искусстве и фотографиях скрывается не только исследование идентичности, но и отказ от самой идеи фиксированного «Я». Каон бросала вызов всему, что считалось неизменным: гендерным ролям, культурным ожиданиям, самой природе искусства. Она не просто разрушала границы – она их игнорировала, создавая мир, в котором правила становятся условными и пластичными. Каждый автопортрет – это не только визуальный эксперимент, но и философский манифест. Какая разница, кто ты – мужчина или женщина, если все это просто маски? Ее образы тревожат, провоцируют, но при этом странным образом освобождают. Она заставляет задуматься: если все в мире подвижно и относительно, что остается настоящим? Или сама идея подлинности – это лишь еще одна иллюзия, которую нам продали? Каон не искала признания – она искала смысл, но не в конечном ответе, а в процессе. И в этом ее сила. Художница превращала свое тело в объект исследования, доказывая, что «Я» – это не фиксированная точка, а процесс. Она, как и Леонора Каррингтон, была не просто частью сюрреализма, а его вызовом, проверкой на прочность. Мне кажется, сегодня, когда понятия идентичности и свободы стали политическими и социальными вопросами, искусство Каон звучит особенно актуально. Ее образы напоминают, что свобода – это не набор ответов, а смелость задавать вопросы.

Tatler Asia
IMAGE "I am In Training Don't Kiss Me", 1927
Tatler Asia
IMAGE Claude Cahun, 1939

Кей Сейдж

Tatler Asia
IMAGE Kay Sage | Фото: caldwellgallery.com

Кей Сейдж внесла в сюрреализм строгую рациональность формы, противоположную хаосу мужских работ. Ее холодные, геометрические композиции говорили о замкнутости и внутренней изоляции – темах, которые находили место в философских дискуссиях о свободе и ее границах.

Tatler Asia
IMAGE "Le Passage", 1956
Tatler Asia
IMAGE "Journal of a Conjuror", 1955

Ремедиос Варо

Tatler Asia
IMAGE Remedios Varo, Ciudad de México, 1957 | Фото: Kati Horna

Ремедиос Варо, мастер мифологической метафизики, строила миры, где каждый элемент был аллегорией связи человека с космосом. Ее работы напоминают алхимические трактаты позднего средневековья, где детали пронизаны символизмом, а каждая форма говорит о трансцендентном.

Tatler Asia
IMAGE "Armonía", 1956
Tatler Asia
IMAGE "Ojos sobre la mesa", 1938

Доротея Таннинг

Tatler Asia
IMAGE Dorothea Tanning, Paris, 1950 | Фотограф: Lee Miller

Доротея Таннинг, напротив, погружала зрителя в чувственные миры, где телесность и странность становились источниками открытий. Ее работы исследовали границы между реальностью и иллюзией, между страхом и желанием. Таннинг создала язык, в котором тело становилось метафорой путешествия по человеческой психике.

Tatler Asia
IMAGE "Birthday", 1942
Tatler Asia
IMAGE "Maternity", 1947

Мерет Оппенгейм

Tatler Asia
IMAGE Erotique voilée (Veiled Erotic), Meret Oppenheim, 1933 | Фотограф: Man Ray

Мерет Оппенгейм, автор знаменитого «Мехового завтрака», предложила сюрреализму остроумие и провокацию, которую мы сможем проследить в идеях многих философов вплоть до конца 20 века. Ее работы исследовали природу желания и потребления, играя с формами и текстурами, которые одновременно притягивали и отталкивали.

Tatler Asia
IMAGE Object (Le Déjeuner en fourrure), 1936
Tatler Asia
IMAGE "The Couple", 1956

Дора Маар

Tatler Asia
IMAGE Dora Maar, 1946

Дора Маар, фотограф и художница, обращалась к визуальному анализу бессознательного. Ее работы – это документальное исследование хрупкости восприятия. Она использовала фотографию как инструмент не только художественного, но и психологического познания, фиксируя образы, которые остаются тревожными и гипнотическими.

Tatler Asia
IMAGE "Candelabra", 1935
Tatler Asia
IMAGE The Years Lie in Wait for You, 1936

Нуш Элюар

Tatler Asia
IMAGE "Nusch au miroir" (dans robe de Schiaparelli), 1935 | Фотограф: Man Ray

Нуш Элюар была яркой фигурой сюрреалистического круга. Ее образ часто появлялся в фотографиях Ман Рэя, лицо – в сюрреалистической фотографии, а артистичный образ – тонкое соединение чувственности и загадки – дополнял общее видение сюрреализма. Хотя ее вклад не был ярко формализован, Нуш стала частью самого движения через свою перформативную жизнь, стирая границу между искусством и реальностью.

Tatler Asia
IMAGE Nusch Éluard, André Breton, Valentine Hugo "Cadavre exquis", 1932
Tatler Asia
IMAGE "Portrait of Nusch Éluard", Pablo Picasso, 1937

Художницы-сюрреалистки не просто расширили границы движения – они перевернули его изнутри, предложив новый взгляд на настоящую свободу. Их искусство отказалось быть просто провокацией или игрой воображения по мотивам «бессознательного» Фрейда. Оно стало поиском собственного языка, который мог выразить личное без компромиссов, исследовать женское тело как место силы и травмы, соединить магические мифы с реальностью. Там, где мужчины создавали идеальные миры бессознательного, женщины-сюрреалистки вписывали в него собственные переживания, тело, делая это пространство острее, сложнее и многозначнее. Они сделали искусство не только визуальной, но и философской практикой, где свобода была не абстракцией, а проживаемым опытом.

Сегодня их работы остаются для нас не просто артефактами своей эпохи. Они звучат как манифесты – не тихие и нейтральные, а смелые, пронизанные верой невозможность свободы без права быть странным, уязвимым и бесконечно сложным. Этот урок, оставленный женщинами-сюрреалистками, остается актуальным – для искусства, для философии, для самой жизни.

Темы