IMAGE Инга Латсе с картиной Алмагуль Менлибаевой «Райское время», 1992г. Фотограф: Тимур

Представляем новую рубрику Tatler, где кураторы будут рассказывать про художников Казахстана

Осенью 2025 года откроется музей современного искусства Almaty Museum of Arts. Редакция встретилась с Ингой Латсе, главным куратором AMA и она рассказала нам про казахстанскую художницу Алмагуль Менлибаеву.

Алмагуль Менлибаева – современная художница, которая в своем искусстве поднимает важные социальные и экологические вопросы. Алмагуль окончила факультет декоративно-прикладного искусства в Государственном театрально-художественном институте им. Жургенова. В 80-е работу с тканями называли ремесленничеством и к живописи не относили. Инга считает, что Алмагуль совместила живопись и ткань банально из-за доступности материала. Либо же она стремилась к индивидуальности – в любом случае, это стало изюминкой карьеры художницы.

В альма-матер судьба свела ее с Зиттой Султанбаевой и Сауле Сулейменовой. Вместе они основали арт-объединение «Зеленый треугольник». Участники объединения хотели заявить о себе, искали свободу мысли и писали картины. От всех Алмагуль отличала мультидисциплинарность – уже в нулевые она начала работать с фотографией, видео, перформансом. К сожалению, к живописи так и не вернулась, но часто возвращалась к текстилю. Сейчас Алмагуль работает с искусственным интеллектом.

В своих работах она создает абсурдный утопический мир: вместо мужчин изображает женщин, вместо одежды использует снег, приплетает к документальности элементы сна, раскрывает историю кочевничества, мифологии и шаманизма. Инга называет такой подход «центральноазиатским футуризмом». Алмагуль переосмысливает прошлое, чтобы создать будущее. Ее картины становятся своего рода исследованием и находят продолжение в новых работах художницы, поэтому Инга особое внимание уделяет ранней живописи Алмагуль. Вместе с куратором мы рассмотрели картины «Белая выходит замуж», «Хорошо» и «Райское время».

Tatler Asia
IMAGE Алмагуль Менлибаева в своей студии в Алматы, 2002г. | Instagram @almagul.menlibayeva

«Белая выходит замуж», 1989

Эта картина о свободе выбора и роли женщины в обществе была написана в конце 80-х. В итоге, она превратилась в полноценных триптих. Здесь мы видим, что задник картины выполнен из ткани.

Tatler Asia
IMAGE Картина «Белая выходит замуж», 1989г.
Tatler Asia
IMAGE Задник картины.

«Белая выходит замуж» трансформируется в 2002 году в видео-работу «Вечная невеста». На видео Алмагуль гуляет по улицам Алматы в свадебном платье, чем вызывает у прохожих много стереотипных вопросов. Свадебное платье Алмагуль купила у подруги. Оно год висело в шкафу художницы и беззвучно давило – «Когда замуж?».

Завершает триптих видеоработа «Апа». В казахской культуре существует принцип «Жеті ата» (с каз. – «Семь дедушек»). Согласно ему необходимо знать семь поколений предков по мужской линии. Алмагуль же сменила гендерные роли. В «Апа» танцуют обнаженные женщины, которые прячутся за сугробами, которые символически напоминают юбки.

Tatler Asia
IMAGE «Апа», 2003 | Aspan Gallery

«Хорошо», 1992

Алмагуль часто писала картины в период трансформаций. В «Хорошо» появляется стрелка, которая отражает движение вперед, символизирует желание выйти за рамки. Алмагуль борется с консервативностью казахстанского общества. Люди говорят женщинам: тебе надо быть хорошей дочкой, женой, мамой… Оранжевой стрелкой Алмагуль хочет показать будущее, некую утопию, где этих рамок нет. Это распространенная практика в патриархальном мире – изображение женщин женщинами, стремление к эмансипации. «Хорошо» – это простая, бытовая, семейная история.

Tatler Asia
IMAGE Картина «Хорошо», 1992г.
Tatler Asia

«Райское время», 1992

«Райское время» – продолжение темы трансформаций. Вне студии, в жизни художницы произошло много перемен, которые трудно назвать «райскими». Алмагуль справляется с переживаниями через описание других миров и возможностей и добавляет сюда элементы сна. Работы художницы почти всегда социально направленные. Например, здесь впервые появились животные, так Алмагуль хочет поднять вопрос экологии.

Tatler Asia
IMAGE Картина «Райское время», 1992г.
Tatler Asia

Темы