Представляем новую рубрику Tatler, где кураторы будут рассказывать про художников Казахстана
Осенью 2025 года откроется музей современного искусства Almaty Museum of Arts. Редакция встретилась с Ингой Латсе, главным куратором AMA и она рассказала нам про казахстанскую художницу Алмагуль Менлибаеву.
Алмагуль Менлибаева – современная художница, которая в своем искусстве поднимает важные социальные и экологические вопросы. Алмагуль окончила факультет декоративно-прикладного искусства в Государственном театрально-художественном институте им. Жургенова. В 80-е работу с тканями называли ремесленничеством и к живописи не относили. Инга считает, что Алмагуль совместила живопись и ткань банально из-за доступности материала. Либо же она стремилась к индивидуальности – в любом случае, это стало изюминкой карьеры художницы.
В альма-матер судьба свела ее с Зиттой Султанбаевой и Сауле Сулейменовой. Вместе они основали арт-объединение «Зеленый треугольник». Участники объединения хотели заявить о себе, искали свободу мысли и писали картины. От всех Алмагуль отличала мультидисциплинарность – уже в нулевые она начала работать с фотографией, видео, перформансом. К сожалению, к живописи так и не вернулась, но часто возвращалась к текстилю. Сейчас Алмагуль работает с искусственным интеллектом.
В своих работах она создает абсурдный утопический мир: вместо мужчин изображает женщин, вместо одежды использует снег, приплетает к документальности элементы сна, раскрывает историю кочевничества, мифологии и шаманизма. Инга называет такой подход «центральноазиатским футуризмом». Алмагуль переосмысливает прошлое, чтобы создать будущее. Ее картины становятся своего рода исследованием и находят продолжение в новых работах художницы, поэтому Инга особое внимание уделяет ранней живописи Алмагуль. Вместе с куратором мы рассмотрели картины «Белая выходит замуж», «Хорошо» и «Райское время».

«Белая выходит замуж», 1989
Эта картина о свободе выбора и роли женщины в обществе была написана в конце 80-х. В итоге, она превратилась в полноценных триптих. Здесь мы видим, что задник картины выполнен из ткани.