Что такое «Красный гид «Мишлена?» – любой француз старше 20 лет посмотрит на вас исподлобья взглядом «издеваешься, кто ж его не знает?», любой иностранец – мечтательным взором, а шеф-повар закатит глаза, будто речь идет о недостижимом олимпе. Все правы
Michelin – самый известный и самый престижный и влиятельный гастрономический гид мира. Его называют «гастрономической библией», на которую молились, да и продолжают молиться многие шеф-повара мира. Правда, последняя четверть его истории оказалась менее триумфальна, скорее терниста. Но, как и положено легенде, скандалы, самоубийства и прочие слезы горечи и радости только подогревают интерес.
Все началось с велосипедных шин, которые производили братья-предприниматели Андре и Эдуард Мишлен на стыке XIX и XX веков. Пытаясь идти в ногу со временем, они быстро перепрофилировались на шины автомобильные. В целях их продвижения они стали издавать брошюрку с адресами фирменных шиномонтажей по стране, а в качестве дополнительной опции – мест, где поблизости можно перекусить или остановиться на ночлег. Очень быстро брошюрка разрослась до справочника и разделилась на гид с зеленой обложкой, где шиномонтаж мутировал в справочник туристический, с желтой – в дорожную карту, с красной – про стол и кров, с тех пор для простоты так и прозванный – «Красный гид».
Первая брошюрка вышла в 1900 году и раздавалась бесплатно! Особенностью гида был язык пиктограмм – условных обозначений, помогающих даже не говорящему на французском языке за секунды считать информацию про то или иное заведение. Эволюция пиктограмм, кстати, может рассказать больше, чем учебник истории. Так, например, пиктограмма со свечкой, обозначающая отсутствие электричества в отеле, исчезнет лишь в 1961 году, а до 1966-го продержится значок, запрещающий брать с собой в ресторан радиотранзистор, в 1978 году появились обозначения кредитных карт как нового способа оплаты, а в 1988-м – некурящих пространств.
О возможности обратной связи с читателями в Michelin задумались задолго до трипадвайзера и гугла, издания 1904–1905 годов выходили с большими полями, на которых водители могли оставить свои впечатления, а в 1908-м читателей поощряли вносить корректировки в километраж или в картографию, благодаря которым гид стал обладателем 1300 подробнейших планов местности. Кстати, издание 1939 года благодаря своей четкой картографии вышло специальным тиражом в Вашингтоне с надписью for official use only и было использовано союзниками во время высадки в Нормандии. До недавних пор к бумажному изданию гида прилагался конверт для обратной связи. По официальной версии, мнения читателей могли повлиять на оценку гида, особенно если она была спорной.
